Синтетические моторные масла, характеристики и свойства

Самой оптимальной смазкой для бензиновых двигателей автомобиля стало эргономичное синтетическое моторное масло, полученное в ходе синтеза химических природных ресурсов. Его цена гораздо выше, чем у минерального, но на то есть веские причины, обусловленные свойствами синтетического масла.

Изопарафин

Появился продукт на мировом рынке относительно недавно и сразу произвел фурор в автомобильной промышленности. Его параметры технически идеально подходят для всех типов двигателей внутреннего сгорания.

Химическое построение остатков нефтепродуктов синтезировано с природным газом и углеводородными веществами, причём синтетика содержания способна видоизменяться при помощи присадок. В соответствии с ними определяются виды синтетического моторного масла:

  • эфирное;
  • полиальфаолефиновое;
  • полиорганосилоксановое;
  • галогеносмещенное;
  • изопарафин;
  • полиалкиленгликолевое;
  • углеводородное.

Стабильность синтетического моторного масла превышает качественные показатели минерального, в отличие от последнего синтетика прекрасно работает практически в любых условиях. И различие между минералкой и синтетикой огромно, взаимодействие внутри бензиновых двигателей проходит совершенно по иному сценарию.

Высокий индекс вязкости позволяет зачастую обходиться без дополнительных присадок, а если они и есть, то их количество выражено лишь оптимальными соображениями производителя.

В мире автотехнологий принято называть моторное масло синтетическим, если оно содержит хотя бы треть синтетики, а всё остальное — масляная основа и присадки. Но на самом деле настоящее производное этого вида моторного масла— сплошная переработка фракций нефти через химический синтез с другими веществами.

Общий состав синтетических масел

В роли синтетической базы выступают обычно полиальфаолефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь. ПАО — это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (проще говоря соединения) коротких углеводородных цепочек мономеров из 3…5 атомов.

Сырьем для этого обычно служат нефтяные газы – бутилен и этилен. Эстеры представляют собой сложные эфиры продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое.

Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама прилипает к металлу.

Во-вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые выгорают в ходе работы в двигателе, приводят к старению масла.

Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т. к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются. Однако все эти плюсы могут показаться слишком дорогим удовольствием.

Эстеровая база стоит в 5…10 раз дороже минеральной. Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%, и применяются они лишь в самых совершенных продуктах, обычно составляющих вершину товарного ряда компаний-лидеров.

В качестве присадок используют следующие группы веществ:

Эфиры жирных кислот создают прочную тонкую пленку, понижают трение между металлическими деталями.

Вязкостные модификаторы удерживают необходимую вязкость при любой температуре. С их добавлением смазка не густеет на морозе, не становится жидкостью при +100°С.

Моющие ингредиенты очищают детали узлов двигателя от продуктов сгорания. Делятся на 2 подгруппы: детергенты и дисперсанты. Добавки первой подгруппы действуют аналогично бытовым моющим средствам.

Они нейтрализуют кислоты, предотвращая коррозию металлических узлов. Дисперсанты поддерживают загрязнения во взвешенном или растворенном состоянии до момента их достижения бумажного фильтра. Фильтр окончательно отделяет взвешенные вещества от смеси, растворенные остаются в масляной смеси до конца срока его эксплуатации.

Читать:  Определяем вязкость моторных масел по температуре

Противоизносные добавки действуют там, где расстояние между трущимися поверхностями слишком мало, и смазывающая пленка образоваться не может.

Антиокислительные элементы увеличивают срок службы масла, снижают окислительные процессы, разрушающие структуру масляной смеси. Окисление возникает в смазке в присутствии окислов азота и водорода под влиянием высокой температуры.

Антикоррозийные присадки – органические и минеральные кислоты, создают защитную пленку, предотвращая коррозию деталей.

Противопенные вещества добавляют, чтобы предотвратить образование пены при перемешивании взболтанного масла с воздухом. С образованием пены смазка меняет свои свойства, двигатель без смазки выходит из строя.

Виды синтетического моторного масла по составу

Синтетическое масло — это довольно обширное понятие, масла ещё подразделяют по технологии изготовления или по составу, основа сделана из какого-то полимера.

Гидрокрекинговое синтетическое масло

Его часто сравнивают с полусинтетикой, но это не так, это полностью синтетическое моторное масло, полученное при помощи технологии гидрокрекинга ил лёгких фракций нефти. Гидрокрекинговое масло является самым бюджетным из всего ряда синтетики, но в то же время отлично выдерживает увеличенные интервалы замены. По сути, это та же минералка, но глубоко переработанная.

Полиальфаолефиновые (PAO) синтетические масла

Моторные масла на основе полимера полиальфаолефина являются 100% синтетикой, такое базовое масло может использоваться при арктических морозах без каких-либо присадок, не замерзая и не теряя своих вязкостных свойств.

Такие масла устойчивы к окислению, что немаловажно для масел LngLife, но и у масло на основе ПАО есть свои минусы: дорого, менее стойкая к разрывам образуемая масляная плёнка и хуже коэффициент трения.

А ещё не каждый пакет присадок выдержит такие пробеги, поэтому готовое масло будет стоить ещё дороже из-за присадок или срок службы немного сократится. ПАО основа может смешиваться с другими базовыми маслами, к примеру, с гидрокрекинговым.

Эстеровые синтетические моторные масла

Эстеровые масла являются новым этапом эволюции синтетических моторных масел, самым разрекламированным представителем эстеровых масел является Motul 300V.

По сравнению с маслами на основе ПАО, эстеровые масла меньше испаряются, меньше угорают, имеют меньший коэффициент трения, образуют очень стойкую масляную плёнку на поверхности деталей, а отличные моющие качества позволяют использовать данное масло как моющую присадку для более дешёвого масла.

Но есть и минусы, и главный из них — это цена. Поэтому эстеровые масла, обычно не выпускаются в чистом виде, а там где на упаковке есть надпись Ester, скорее всего, в составе содержатся ещё и ПАО с гидрокрекинговым маслом, всё для снижении стоимости.

Полигликолевые синтетические моторные масла

Такое масло только начало появляться на рынке, его ещё сложно достать, оно очень дорогое, но оно того стоит.

Масло на основе полигликоля — PAG — отлично противостоит трению, его даже используют в других маслах в комплекте присадок, как модификатор трения. Это масло ещё и по моющим способностям показывает отличные результаты: растворяет всё, вымывает даже безнадёжные загрязнения, и в то же время не агрессивен к прокладкам и резиновым изделиям.

Зачем нужно синтетическое моторное масло

По характеристикам синтетическое моторное масло значительно превосходит минеральное. У минерального масла слишком узкий рабочий диапазон: оно либо зимнее, либо летнее, либо густое, или совсем жидкое и не может справляться с широким диапазоном температур.

Это легко заметить: минеральное масло при пуске холодного двигателя создаёт большое давление в системе смазки, потому что очень густое и не может пройти через каналы, а когда нагревается, становится очень жидким и давление в системе падает, может даже лампочка загореться; с синтетикой такого нет, это масло имеет стабильную вязкость во всём диапазоне температур. Да и сроки замены минерального масла невелики.

Именно эти причины послужили толчком к усовершенствованию моторного масла:

  • Масло не должно замерзать при низких температурах, до -30-40 градусов
  • При рабочих температурах масло не должно быть слишком жидким, как вода
  • Не должно коксоваться при высоких температурах
  • Стабильная вязкость на всём диапазоне рабочих температур
  • Хорошая смазывающая и моющая способность
  • Срок замены должен быть увеличен
  • Именно такие задачи стояли при разработке нового масла.
Читать:  Масло Castrol EDGE Professional 0W30 — выбор профессионалов

Синтетическое моторное масло получают путём химического синтеза при высоких температурах из нефти, газа и других углеводородов. Молекула синтетического масло значительно длиннее молекулы минерального масла, что придаёт потрясающую стабильность.

По условиям эксплуатации синтетическое моторное масло классифицируется по системе API или ACEA, а по вязкости — по SAE.

Преимущества синтетического моторного масла

Синтетическое масло по ценовому диапазону превышает минеральное, потому что имеет несомненные преимущества. Товар относится к разряду цена — качество, и первым, самым важным отличием можно назвать способ добычи и получения приоритетного масла.

Свойство синтетического масла не видоизменяться в температурном режиме до 75˚С в равностороннем соотношении отлично сказывается на более эргономичной функциональности мотора. Антиокислительный предел максимально структурирован в виде веществ, сужающих грани трения и износа деталей бензиновых двигателей.

Такие масла обладают исключительно удачными вязкостно-температурными характеристиками. У них гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (-50°С, -60°C) и очень высокий индекс вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду.

Вязкость компонентов синтетического масла имеет термическую стабильность и малую испаряемость, предотвращая налипание температурных отходов на механизме двигателей в труднодоступных местах. Предусмотрен выброс угарных газов катализатора, он также снижен до минимума.

Плюс большой срок эксплуатации, что, в свою очередь, экономит расход масла в двигателе.

Стоит отметить также очищающие свойства. Смазка способна добраться туда, где другое моторное масло было бы бессильным. Специфика синтетического масла в том, что оно актуально лишь для новых авто, продлевает жизнь прокладок и других резиновых уплотнений в агрегате, но в старой машине либо с большим пробегом, оно вызовет масляные потёки, которые нужно будет регулярно устранять, либо вообще менять прокладки.

Они имеют более высокую вязкость при рабочих температурах свыше 100°C — благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. К прочим достоинствам синтетических масел можно отнести:

  • повышенную стойкость к деформациям сдвига (благодаря однородности структуры),
  • высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нагаров и лаков,
  • небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход на угар.

Немаловажно и то, что синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие — ведь разрушаются в первую очередь именно присадки.

Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных в 5 и более раз.

Характеристики синтетики

В основном, производители стараются выпускать всесезонное универсальное синтетическое моторное масло для двигателей всех форматов. Оно больше пользуется спросом благодаря стойкости присадок к температурным перепадам.

Sae apiПовышенная вязкость не всегда уместна, поэтому было разработано решение о совместимости синтетического моторного масла с присадками, обеспечивающими высокий класс эксплуатации.

Есть масла класса вязкости SAE 0W-40, позволяющие их использование по API типа SJ∕CF, т. е. для стационарного транспорта, класс SJ предназначен для бензиновых двигателей от 2001г. выпуска. Класс CF4 подходит для дизеля, четырёхтактного мотора, безнаддувного и наддувного двигателя.

Высококлассное синтетическое масло из синтеза природного газа защищает двигатель от перегрузок и естественных процессов, разрушающих его цельность — коррозии и ржавчины. По SAE — 5W40, что означает всесезонное использование как в бензиновом, так и в дизельном виде топлива, причём в последнем допустимо даже содержание серы.

Читать:  Характеристики полусинтетического моторного масла

Вязкость и классификация синтетического масла

Вязкость — это способность масла оставаться на поверхности деталей, и при этом сохранять текучесть. Чем меньше вязкость масла — тем меньше толщина пленки масла. Она характеризуется индексом вязкости, который косвенно указывает на степень чистоты базового масла от примесей. Синтетические моторные масла имеют значение индекса вязкости в пределах 120…150.

Обычно для изготовления синтетических моторных масел используются базовые компоненты, имеющие наилучшие низкотемпературные свойства, и принадлежащие к широким диапазонам вязкостных классов. Например, SAE 0W-40, 5W-40 и даже 10W-60.

Для обозначения класса вязкости используется стандарт SAE — Американской ассоциации автомобильных инженеров. Эта классификация дает диапазон температур, при котором может работать то или иное масло. Стандарт SAE J300 подразделяет масла на 11 типов, среди которых шесть — зимние, и пять — летние.

Как выбрать вязкость моторного масла

В соответствии с этим стандартом обозначение состоит из двух цифр и буквы W. Например, 5W-40. Первая цифра означает коэффициент низкотемпературной вязкости:

  • 0W — используется при температуре до -35°С;
  • 5W — используется при температуре до -30°С;
  • 10W — используется при температуре до -25°С;
  • 15W — используется при температуре до -20°С;

Второе число (в примере 40) — вязкость при разогретом двигателе. Это число, которое характеризует минимальную и максимальную вязкость масла при его температуре в диапазоне +100°С…+150°С. Чем выше это число — тем выше вязкость автомобиля.

Рекомендации по подбору масел по их вязкости:

  • при выработке ресурса двигателя до 25% (новый мотор) необходимо использовать масла с классами 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
  • если двигатель выработал 25…75% ресурса — 10W-40, 15W-40 летом, 5W-30 или 10W-30 зимой, SAE 5W-40 — всесезонно;
  • если двигатель выработал более 75% своего ресурса, тогда необходимо использовать 15W-40 и 20W-50 летом, 5W-40 и 10W-40 зимой, 5W-50 всесезонно.

Условия эксплуатации синтетического масла

При выборе вида моторного масла важно соблюдать несколько негласных правил:

  • отдавайте предпочтение рекомендуемым видам масла для вашего авто;
  • читайте инструкцию о вязкости, свойствах и качестве нефтепродукта и соотносите с пробегом авто и советами производителей;
  • не делайте промывку бензинового двигателя другими едкими средствами, они разрушают молекулярное содержание мм;
  • не смешивайте несколько видов масла во избежание непредвиденных результатов взаимодействия химических веществ.
  • Промывать полости бензиновых двигателей можно лишь в том случае, если вам неизвестны пробег и марка ранее использованной смазки.

Целесообразнее применить минеральное и полусинтетическое масла в течение подготовки бензинового двигателя к синтетике.

Нс-масло

Аббревиатуры HC и ПАО

Немногие автолюбители знают о разделении синтетического масла не по присадкам, а по сути. Между тем, вязкость и защита не единственные критерии типов моторного масла из категории — синтез углеводородов с нефтью.

Его так же, как минеральное, подразделяют на виды — HC и ПАО. Первое обозначение применяется для масляной основы, разработанной путём общеизвестного гидрокрекинга, иными словами, из углеводородов.

Второе, ПАО, продукт без серы и металлических примесей, делается методом переработки природного газа. Разница между этими подтипами в процессах термоокисления, что вызывает загустение моторного масла после длительного пробега.

Поэтому ПАО, который по показателям превышает нормы синтетики, является более актуальным для любых условий эксплуатации бензиновых движков, он значительно увеличивает интервалы между посещениями в автомастерские для замены масла.

HC-масло по стоимости выходит гораздо дешевле, однако его заводские рекомендации менее оптимистичны в сравнении с ПАО и ограничены пробегом машины в городских условиях.

Антифрикционные свойства синтетического масла здесь менее наглядны, тогда как для ПАО, как энергосберегающего фактора для бензиновых движков, достигнуты хорошие результаты по уменьшению трения, экономии топливных ресурсов авто и стойкости смазки к перепадам климата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильные масла и ГСМ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: