Нормальное значение расхода масла двигателем автомобиля

Пренебрежение уровнем масла в автомобильном моторе может привести к серьёзным проблемам. Более того, у многих современных машин имеется предохранительная система, не позволяющая завестись при отсутствии смазочного материала в двигателе. И, для того, чтобы не заглядывать под капот практически перед каждой поездкой, следует хотя бы примерно знать нормы расхода масел для своего авто.

Нормальное потребление ↑

Теоретически в идеальном моторе расход смазок мог бы быть равным нулю. Однако, так как любая существующая система от идеала далека, масло тратится в ней, испаряясь, выгорая и даже вытекая из отдельных деталей. Поэтому этот материал в двигателе время от времени придётся пополнять.

В современном автомобиле или другом виде транспорта нормальным считается потребление масла в пределах 0,1–0,3% от затрат топлива. Хотя для дизельных моторов эта же цифра может быть равной и 0,8–3 процентам. Причём, для разной техники расход масла может заметно отличаться. Например, дизель грузовика потребляет смазочных материалов примерно 1,8%, в то время как у речного судна – до 2,5 процентов.

Однако нормальное потребление масел со временем нередко начинает увеличиваться. И, вместо доли процента принимает индивидуальные значения, в несколько раз большие. По каким причинам это происходит, и что следует делать в этом случае водителю?

Основные причины повышенного расхода ↑

Как правило, повышение расхода смазочных материалов связано с перегревом определённой детали в двигателе, из-за чего возрастает их испарение, либо с протеканием, влияющем на вытекание жидкостей. Некоторые из этих проблем практически неизбежны после прохождения какого-то времени после капремонта автомобильного мотора. Другие же свидетельствуют о практически аварийном состоянии и требуют принятия немедленных мер.

Блок цилиндров ↑

Прокладка блока

Одним из виновников повышения расхода масла может быть прокладка блока цилиндров, через которую оно вытекает. Это может вызываться либо перегреванием силового агрегата, либо неправильно затянутыми силовыми болтами. Диагностировать проблему помогает осмотр внешних поверхностей мотора – если на них есть следы масла, значит, это именно тот случай, когда прокладки не справляются со своей задачей по уплотнению масляных каналов. Чаще всего проблема наблюдается у алюминиевых двигателей.

Обнаруженные потёки показывают необходимость срочного устранения ситуации. Иногда для этого может хватить и протяжки болтов. Однако чаще всего в автомобиле приходится производить выведение нижней поверхности головки блока цилиндров в плоскость и замену прокладки.

Коленвал ↑

Ещё одной из причин, встречающихся чаще других, может быть протекание в автомобиле сальников коленвала. Определяют, что масло расходуется чаще именно из-за этого, как правило, по его следам под двигателем. Чаще всего так происходит по причине износа или повреждения уплотняющих кромок сальников, что, в свою очередь, вызывается либо их изначально невысоким качеством, либо слишком длительным сроком использования расходных материалов, либо применением не рекомендованных смазок. Последний вариант наиболее распространён для моторов старого типа, тогда как на более новых агрегатах проблема возникает из-за некачественной автохимии. Вопрос решается путём замены сальников.

Коленвал

Масляный фильтр ↑

Увеличенный расход масел может происходить и благодаря их протеканию через установленную на масляном фильтре прокладку. Для таких деталей в автомобиле при установке необходимо смазать уплотнительное кольцо для обеспечения максимальной герметичности. Если же прокладки в комплекте не имеется, её следует приобрести и правильно установить. Сам фильтр необходимо правильно заворачивать. Иногда именно это действие помогает избавиться от протекания, а, соответственно, от повышенного расхода. Хотя, если в фильтре наблюдаются многочисленные течи, его просто заменяют на новый.Маслянный фильтр

Клапана мотора ↑

Распространённой проблемой может быть и протекание на клапанах в двигателе маслоотражательных колпачков (клапанов). Ведь эти расходники установлены в зоне повышенной температуры, отрицательно влияющей на резину, которая теряет эластичность и, соответственно, уплотняющую способность. Масло начинает протекать на выпуск или же на впуск (при этом внутри впускных клапанов образуется слой органических отложений). В результате колпачки требуют замены.

Клапан мотора

Поршневая система ↑

Перегревающиеся маслосъёмные кольца в поршневой системе тоже бывают причиной повышенного потребления смазок. Чаще всего, эти детали, имеющие определённую упругость, теряют её из-за превышения температурного диапазона их службы. Критические температуры обычно индивидуальные, одна чаще всего находятся в пределах примерно 180–200 градусов. Изначально избежать проблемы можно, сразу приобретая более качественные кольца. Ну, а, если же они уже повреждены, необходима замена.

Маслосъемные кольца

Иногда в поршневых кольцах возникают самопроизвольные колебания – так называемые флаттеры. Из-за них материал теряет уплотняющую способность, что вызывает увеличение нормы расхода масла. Возникающий при этом «насосный эффект» можно диагностировать по сизому масляному выхлопу из автомобильного мотора.

Изношенные в результате длительного использования маслосъёмные поршневые кольца тоже приводят к повышению потребления смазок. Причиной повреждения материалов является действие на них в двигателе высоких контактных давлений. И, вместо того, чтобы не пропускать масло, кольца позволяют ему протекать в количестве, гораздо большем допустимого. Исправить неполадку в автомобиле поможет установка новых расходников.

Повышается расход в автомобиле и по причине прилипания колец поршневой системы к поршню (так называемого «коксования»). В этом случае они становятся неподвижными и прекращают исполнять свою уплотняющую функцию. Компрессия снижается, а масло расходуется в большом количестве. Такое происходит либо из-за не слишком качественной смазки, либо по причине обычного износа. Иногда кольца даже не следует менять – достаточно будет их просто раскоксовать, для чего имеются специальные вещества.

Разрушившиеся перемычки поршня тоже могут являться причинами увеличения роста потребления смазочных материалов. Происходит это из-за обычного износа деталей. А устраняется путём замены повреждённого элемента в двигателе транспортного средства.

Цилиндры двигателя ↑

Повреждённые в результате повышенного износа цилиндры нередко приводят к превышению нормы потребления масел в двигателе транспортного средства. При увеличении количества масла, поступающего в цилиндр через кольцевые уплотнения, растёт и угар смазки. При этом износ может быть обычным (изменение диаметра, требующее расточки детали), а может дополняться наличием на поверхности сколов или царапин. Все эти дефекты накапливают в себе масло, расход которого резко возрастает.Износ цилиндров

В двигателе, имеющем воздушное охлаждение, цилиндры иногда просто коробятся. В таком случае расход смазок тоже растёт, и их приходится всё чаще пополнять. Происходит это по причине высокой нагрузки на цилиндры, в результате чего они воспринимают максимум усилий и из-за этого деформируются больше, чем другие детали мотора в автомобиле. Их профиль теряет круглую форму и становится, скорее, овальным, в результате чего уплотнительного кольца недостаточно для предотвращения протекания масла в двигателе.

Проблема может быть решена путём использования более мягких колец, приспосабливающихся к изменившимся условиям. Однако как раз такие расходники, имеющие пружинные расширители, и не рекомендуются для охлаждающей системы по причине своей высокой чувствительности к высоким температурам. Впрочем, в любом случае, для компенсации изменения формы автомобильного цилиндра стоит применять кольца с максимальной приспосабливаемостью.

Нередко повышение нормы потребления смазок в автомобиле может быть вызвано поздним сгоранием в цилиндрах силового агрегата. Выгорание масла с их поверхности обеспечивается высокой температурой смазочного материала. А, значит, перегревающийся из-за слишком позднего запуска мотор тоже влияет на расход, что можно исправить, обратившись в сервис для регулировки системы зажигания или же отремонтировав её самостоятельно.

Турбокомпрессор ↑

Ткрбокомпрессор

Достаточно частой причиной увеличения нормы затрат смазок в автомобиле является их потеря, происходящая из-за смазывания турбокомпрессора. Эта деталь требует для работы определённого количества жидкости, хотя точные количества у каждого авто исключительно индивидуальные. У некоторых машин расходуется до 200 грамм на 100 км, тогда как у большинства других показатель на порядок ниже. Избежать этой проблемы не получится, так как плохо смазанный турбокомпрессор, являющийся важной деталью автомобиля, быстрее выйдет из строя, что приведёт к значительно большим расходам, чем экономия смазочных материалов.

Свойства масла ↑

Зависят индивидуальные показатели затрат и от конкретных свойств смазок. Например, от вязкости, повышенное значение которой приводит к улучшению смазывания поршневых колец и к соответствующему увеличению толщины масляной плёнки. При этом ресурс работы отдельных деталей двигателя в автомобиле заметно повышается, зато и расход масел возрастает за счёт того, что большая площадь соприкосновения жидкости приводит к её увеличенному угару на цилиндрах.

Таким образом, получается, что владельцу автомобильного транспорта предстоит выбирать, что для него важнее – экономия смазки или же эксплуатационный срок двигателя. Особенно такая ситуация характерна для далеко не новых транспортных средств, обслуживание которых требует повышенной нормы масел. Вопрос тоже трудно решаемый, поэтому с повышенным потреблением просто придётся смириться – оно всё равно обойдётся дешевле по сравнению с приобретением и заменой силового агрегата.

Одной из самых прозаичных причин, по которым смазки может расходоваться больше, чем предполагалось, является некачественное масло. И, если у более современных материалов потери на испарение достаточно низкие благодаря специальному составу и особым присадкам, то сделанные по устаревшей технологии, хотя и более дешёвые, варианты, наоборот, увеличат потребление. По этой причине следует не экономить, а выбирать практически не имеющие в своём составе летучие соединения масла известных производителей, пренебрегая некачественными недорогими подделками. Ведь хороший расходник вряд ли будет стоить в несколько раз дешевле нормального.

Неблагоприятные условия ↑

При определении причин, из-за которых индивидуальные показатели потребления смазок вашим авто могут отличаться от теоретических норм, стоит обратить внимание и на эксплуатационный режим. Ведь то, как используется мотор, напрямую влияет на этот расход. При высокой нагрузке силового агрегата, например, при частых и длительных поездках или разгоне до высоких скоростей, потребление заметно вырастет. Спокойная и не слишком быстрая езда в городском режиме, наоборот, сделает его меньшим.

ГаишникОбъясняется такая ситуация просто – большие скорости и длительная работа двигателя без перерыва приводят к росту затрат масел из-за повышенного температурного фона, который приводит к увеличению потерь от угара. Именно по этой причине водители, отправляющиеся в длительные путешествия, всегда берут с собой канистру не только с бензином, но и с дополнительным маслом, даже если до этого машина была полностью исправна и не требовала никакой замены смазочного материала. Стоит учитывать возможность необходимости в частой смене масла и тем, кто постоянно превышает скорость даже в черте города, хотя проблемы с дорожной автоинспекцией в этом случае будут важнее повышенного расхода смазки.

Автоэксперт: Юрий Запорожец

Вам будет интересно