Неподходящие технические характеристики моторного масла могут негативно повлиять на функциональность двигателя даже ранее стабильно исправного автомобиля. Нередко в выборе автомасла ошибаются новички, хотя и опытные водители тоже иногда приобретают не то, что нужно. Такое чаще всего происходит из-за стремления продавца увеличить прибыль, а некомпетентность клиента ему в этом деле только на руку.
Правильно подобранное моторное масло обеспечит продолжительный бесперебойный срок службы вашего двигателя:
- обеспечит беспрепятственную работу трущихся элементов;
- повысит устойчивость металлических частей к коррозии и порче от времени;
- уменьшит количество сажи и кокса в камере сгорания;
- сохранит показатели двигателя при больших разностях температур.
Чтобы не ошибиться с выбором, следует досконально изучить свойства и маркировку. А ведь она является стандартной, применяется одна всеми производителями. Если же вы на этикетке обнаружите знаки, которые не входят в общепринятую американскую систему SAE, то, скорее всего, это подделка.
Этот продукт не стоит приобретать, какой бы цена привлекательной не была.
Виды моторного масла
Прежде чем знакомиться с характеристиками, разберемся с его происхождением. Моторное масло представляет собой техническим и химическим способом полученный смазочный материал из нефти. Первоначально из нее научились добывать методом прямых переработок керосин.
Затем, ранее считавшимся отходом, мазут научились разделать на фракции и получили кроме разных типов масел еще и многое другое – лак, спирт.
В зависимости от способа получения моторные масла можно подразделить на два вида:
- минеральные;
- синтетические.
Первые представляют собой моторные масла, полученные методом прямой переработки нефти. В связи с этим имеет меньшие уровни качества технических характеристик или физических свойств. При нагреве выделяет большое число ненужных образований и того самого кокса, подвержено окислению и разложению при длительной работе и просто хранении, имеет более низкие показатели смазочных свойств.
Поэтому эти моторные масла рекомендуют применять в сферах и механизмах, где не столь важно качество и долговечность работы.
Второй же вид, синтетическое, представляет собой моторные масла, полученные из нефти методом синтеза органических жирных веществ. В результате получилась идеальная формула, которая многократно повышает вышеприведенные характеристики и добавляет новые.
Например, синтетические смазочные материалы намного более устойчивы к коррозии, нежели минеральные. Это связано, прежде всего, с методом его получения. Благодаря синтезу органических веществ и фракций мазута получилась новая химически устойчивая формула, которая практически не изменяется при высоких температурах и не взаимодействует с водой.
А это, собственно говоря, и стало причиной устойчивости всех остальных показателей на должном и неизменном уровне. Но это не значит, что любое синтетическое масло подойдет абсолютно к любому двигателю. Но зато можно с уверенностью сказать, что эти моторные масла, несомненно, лучше для любого типа двигателей, по отношению к минеральным.
Характеристики масел для двигателя
Первой и самой важной характеристикой является коэффициент вязкости. Он указывается прямо в самой марке продукта. Этот коэффициент показывает, степень сохранности смазочного свойства и уровня вязкости при повышении температуры.
Выпускаются некоторые типы этих продуктов, которые, не изменяя своей структуры, могут продолжительно работать при температуре от -50 до +200 0С. Одним из производителей такого уровня является компания NESTE и его продукт 15W-50. От этого показателя зачастую зависит и стоимость.
Для маркировки разработана единая американская система, а уровень его качества оценивается европейскими стандартами. Все необходимые данные указываются именно в ней. Из нее можно определить, зимний или это летний вариант.
В наших широтах используется универсальный либо зимний тип. При постоянно высоких плюсовых температурах лучше использовать конкретно летний вариант. Зимние масла имеют в обозначении кроме букв SAE латинский символ W.
Промышленностью выпускается шесть разновидностей для низких температур:
- 0W,
- 5W,
- 10W,
- 15W,
- 20W,
- 25W.
Эти показатели указывают на то, что смазочное вещество не меняет своих свойств в переделах от -30 до +50С и двигатель при этом будет иметь максимально комфортный режим работы.
Летние масла в обозначении букв не имеют, а присутствуют только цифры: 20, 30, 40, 50 и 60.
При этом характеристики измерялись при температуре +1000 С. Если при покупке вы заметите разницу в формате обозначения, то не стоит сомневаться в его происхождении, потому что мировой стандарт допускает обозначения 5W-40, 15W-40, 20W-30.
Как определить качество моторного масла
Следующей характеристикой или показателем является качество. Его уровень задается буквами и цифрами из латинского алфавита в системе API. Это также международная и общепринятая европейская система, созданная для нормирования характеристик данных веществ.
Таблицы маркировок для бензиновых и дизельных моторов отличаются:
для первого типа – A, B, C, D, E, F, G, H;
для второго типа – A, B, C, D, E, F4.
С каждым появлением нового агрегата, в котором применяются новые моторные смазки, выпускается и более качественное масло. Ведь разные материалы при изменениях температур имеют разные коэффициенты расширения, что приводит к значительным повышениям требований к свойствам смазочного материала.
Отсюда вытекает следующее: нельзя уменьшать класс качества масла при отсутствии необходимого у конкретного продавца. Не стоит поддаваться на какие-либо уговоры, потому что, применив смазку низшего уровня, вы нарушаете нормальный режим работы мотора, что может привести к фатальным проблемам.
Примечание
Необходимо знать о том, что при увеличении оборотов мотора качество смазочного материала должно изменяться в сторону увеличения, как и коэффициент вязкости.
Например, взять двигателя разные по объему: на 12 и 2 литра. Номинальный режим работы у двигателя с меньшим объемом достигается при 4 тыс., при большем – при 2 тыс. Это говорит о том, что тип используемого моторного масла должен быть другой.