Полусинтетические моторные масла для бензиновых двигателей

Достоинства синтетических масел говорят сами за себя: морозо- и жаростойкость, более длительный период замены. Бережное отношение к автомобилю подразумевает использование смазки высокого качества, и в преимуществах синтетических групп мало кто сомневается. Но нужно ли использовать настолько дорогой продукт?

Альтернативный бюджетный вариант – полусинтетическое моторное масло – обладает не менее весомыми преимуществами. Рассмотрим его плюсы и минусы, а также целесообразность использования.

Технология производства полусинтетических масел

В отличие от минеральных смазок, получаемых при грубой переработке нефти, синтетическое масло получают путем сложного синтеза с изменением молекулярной структуры вещества. Контроль молекулярного состава позволяет управлять технологическими показателями, а значит, достигать заданных эксплуатационных характеристик в процессе производства.

Причем количество присадок сведено к минимуму, полезные смазывающие свойства определяются на молекулярном уровне.

Мотор самолета

Потребность в синтетических добавках пришла из авиации. Моторы самолетов не запускались или останавливались при сильном морозе, а в жару смазка вытекала из двигателя. Никакие добавки не помогали, и возникла идея об искусственно созданном веществе с нужными показателями.

Сорок лет назад синтетические и полусинтетические моторные масла стали использоваться для смазки автомобильных двигателей. Синтез – дорогое удовольствие и 100% искусственно созданный состав позволить себе может не каждый автолюбитель.

Опытным путем было получено оптимальное соотношение, полусинтетическое моторное масло должно состоять из 30-50% минеральных и 70-50% синтетических составляющих.

Полусинтетика обладает лучшими качествами своих компонентов. Но для получения хорошего продукта нужно использовать высококачественные базовые масла, от этого зависит не менее 80% достигаемого эффекта.

На практике это означает, что добавление «крутых» присадок бесполезно при плохой минеральной основе. И, конечно, обратный вариант: использование бренда «полусинтетика» при реальной добавке полезных синтетических присадок не более 3%.

Вывод: обязательно проверяйте процентное содержание и качественные показатели базового масла.

Ведущие мировые производители: Bizol, Shell, ExxonMobil Cor., British Petroleum Company, MARLY, Chevron Company, Valvoline Int. Неплохие рекомендации у отечественных производителей — ООО «ВИАЛ ОЙЛ» и «Спектр-Авто».

Состав полусинтетического масла

Все моторные масла состоят из трех компонентов — базового масла, присадок и полимеров. Это касается и “полусинтетики”, виды которой существенно отличаются между собой. Важно понимать, что около 80% свойств зависит именно от базового масла, и лишь оставшиеся 20% — от используемых присадок.

Поэтому не стоит доверять словам производителей о том, что их масло обладает выдающимися характеристиками благодаря только используемым присадкам.

Присадки делятся на три типа:

  1. модифицирующие (изменяющие свойства масла),
  2. защитные по отношению к механизму (двигателю),
  3. защитные по отношению к базовому маслу.

Также в некоторые масла добавляют антикоррозионные присадки, детергенты (их задача состоит в очистке стенок деталей от нагара), и дисперсанты (они не дают отдельным частицам масла комковаться).

В отдельных марках масла может использоваться до 30 отдельных присадок. Их компоновка напрямую влияет на вязкость, которая является ключевым моментом при выборе марки масла для двигателя автомобиля.

Технические параметры полусинтетических масел

Полусинтетические масла должны соответствовать определенным техническим характеристикам. Производители этих смазочных составов разделяют моторные жидкости по ряду параметров:

Защита от износа. Ресурс смазочной жидкости зависит от антизадирных и противоизносных присадок в смазочной жидкости, а также от характеристик вязкости и рабочих температур.

Склонность к отложениям при низких температурах. Ресурс моторного масла зависит от состава и концентрации моющих присадок, состава и степени чистоты базовой жидкости. От этого зависит образование отложений, которые осложняют подвод жидкости к трущимся деталям.

Подверженность высокотемпературным отложениям. Этот ресурсный параметр зависит от состава базового масла и применяемых присадок. От этого зависит образование пленок на поршневых кольцах, которые ухудшают их трение.

Стойкость к окислению. Этот ресурсный параметр полусинтетического масла зависит от концентрации и вида щелочных присадок, нейтрализующих кислоты. Характеристика влияет на способность противостоять окислению при соприкосновении жидкости с кислородом из картерных газов.

Топливная экономичность – еще одна немаловажная характеристика смазочной жидкости, от которой зависит способность жидкости минимизировать трение деталей мотора, благодаря чему уменьшается расход топлива.

Совместимость с катализаторами. Этот технический параметр определяет совместимость смазочной жидкости с очищающими системами. В хорошей полусинтетике мало фосфора, серы и сульфатов.

Образование сажи. Любое масло в моторе вырабатывает определенное количество сажи. Параметр крайне важен для моторов, работающих на солярке, которые оснащены сажевыми фильтрами. При сгорании хорошая полусинтетика не должна вырабатывать сажу.

Виды полусинтетики

Помимо вышеописанных факторов нужно учитывать и информацию, указанную производителем смазочной жидкости. На упаковке можно найти несколько маркировок, относящихся к разным классификациям автомасел — АСЕА, ГОСТ, SAE, API и других.

По системе SAE можно определить такие свойства связки, как вязкость и температурный режим эффективной работы. По этим признаком моторное масло делят на три категории:

Летнее

Предназначено для использования в летний период при температуре не ниже 0 градусов по Цельсию. Такое масло обладает высокой степенью вязкости. Оно надёжно защитит автомобиль при жаре и обеспечит дополнительную защиту от износа всех частей двигателя. Продукт можно применять и в весенне-осенний период.

Зимнее

Обладает низкой вязкостью, что повышает стойкость к низким температурам. С таким маслом можно довольно быстро запустить холодный двигатель. А вот при повышении температуры этот продукт придётся поменять.

Всесезонное

Эта категория масел эффективна как в зимний, так и в летний период эксплуатации, так как обладает достаточными свойствами и тех, и других смазок.

Преимущества использования полусинтетики

Полусинтетическое моторное масло – это компромисс. Оно в разы лучше минерального, но уступает синтетике. Основные плюсы использования:

  • Защита от износа, в том числе при холодном запуске двигателя;
  • Повышенная защита от зашлаковки и коррозии благодаря высокому щелочному резерву;
  • Хорошие проникающие способности;
  • Улучшенная вязкость;
  • Низкий показатель испаряемости;
  • Термостабильность;
  • Низкая температура потери текучести – 35 °C;
  • Высокая механическая стабильность;
  • Минимальные потери от трения, наблюдается снижение расхода топлива и смазки по сравнению с минеральными маслами;
  • Отличные диспергирующие и противоокислительные свойства;
  • Улучшенные экологические параметры, высокая скорость разложения.

Bizol

Продукты синтеза добавляют как в моторные масла для бензиновых двигателей, так и для дизелей и генераторов. Но самый оптимальный вариант что бы использовать полусинтетическое моторное масло – смазка старых двигателей с большим пробегом.

При длительном использовании возрастает величина угара даже при использовании 100% синтетики. Это означает, что дорогой продукт приходится менять чаще, а это нецелесообразно экономически. Но если резко начать использовать минеральную основу – двигатель быстро придет в негодность. Также полусинтетика отлично себя показала в зонах умеренного климата, при морозах не ниже — 20 °C.

Конечно, полусинтетика уступает в этих же показателях полностью синтезированному продукту. Но это не основная проблема. К сожалению, трудно обезопасить себя от фальсификаций. Абсолютно все бренды в России могут быть подделаны. Способ обезопасить себя – проверенный сервис, сохранение чека и канистры.

Сравнение технологических показателей

Производители смазочных материалов и автомобилей работают сообща. В инструкции эксплуатации автомобиля обычно прописаны рекомендации по выбору масла. В свою очередь, любое полусинтетическое моторное масло сертифицировано.

Периодически автокомпании и СМИ проводят проверку заявленных производителем характеристик и реальных показателей. Для сравнения используем результаты тестов (лабораторная проверка и пробег):

Марка: BIZON GOLD, Германия MOBIL SUPER S, Бельгия ESSO ULTRA, Бельгия SHELL HELIX PLUS, Финляндия CONSOL-УЛЬТИМА,
Россия
Плотность при 15 °C 0.878 0.87 0.874 0.87 0.878
Вязкость при 40 °C, мм2/c 102 92 95 95 Не заявлена
Вязкость при 100 °C, мм2/c 14.8 14.4 14.5 14.9 14.15
Класс вязкости 10W-40 10W-40 10W-40 10W-40 10W-40
Индекс вязкости 152 154 155 165 Не заявлен
Температура вспышки, °C 230 206 215 208 228
Температура потери текучести°C -34 -33 -33 -30 -39
Соответствие заявленным нормам Да, полное совпадение да, кроме низкой температуры застывания Да, полное совпадение Да, полное совпадение Да, полное совпадение
Недостатки, выявленные в процессе теста Высокий показатель фотометрической загрязненности Быстрая отработка присадок Быстрая отработка присадок Низкое качество полимерного загустителя Не выявлены

Неоспоримых фактов, подтверждающих лидерство какого-либо сорта, нет. Как и фактов окончательного преимущества 100% синтетики. Все современные сорта полусинтетического моторного масла в состоянии сберечь двигатель в целости и сохранности. Российская продукция лучше подходит для наших климатических условий, но имеет меньше сертификатов.

Еще раз напоминаем о бдительности при покупке! Выбирайте проверенное качество и техническое обслуживание. Только так можно гарантировать непрерывную и полноценную работу двигателя. Окончательный выбор смазочного материала зависит от личных и ценовых предпочтений.

Можно ли смешивать полусинтетические масла с синтетикой или минералкой

Смешивать масла разных категорий не рекомендуется. Это может повлечь за собой большие проблемы для двигателя вплоть до полного выхода его из строя.

Во-первых, потому что они имеют разный состав: доля натуральных и ненатуральных нефтепродуктов будет разниться, поэтому однородного смешивания ГСМ не произойдет.

Во-вторых, возникшие химические реакции при взаимодействии присадочных элементов смешиваемых масляных групп могут спровоцировать ускоренный процесс окисления, который приведет к разрушению всей системы.

Смешивать нельзя и смазочные жидкости, относящиеся к одной категории, но разных производителей. То же касается и одного производителя.

Ответ на вопрос «Можно ли смешивать автомасла?» прост: нет, смешивать нельзя ни при каких условиях. Лучше промыть двигатель и попытаться постепенно перейти с одного масла на другое.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.