Содержание
- Чем дизель отличается от турбодизеля
- Какое масло заливать в турбированный дизель
- Классификация и вязкость масла для турбодизелей
- Состав масла для ДВС с турбонаддувом — минеральное или синтетическое?
- Рекомендации производителей по выбору масла для турбированного дизельного двигателя
- Лучшие масла для дизельных двигателей с турбонаддувом
Режим работы турбодизеля отличается от стандартного. Основное отличие — огромная частота вращения турбины (выше 100-200 тысяч оборотов в минуту), вследствие чего повышается температура двигателя (она может превышать 270 ° С) и увеличивается его износ.
Поэтому масло для дизельного двигателя с турбиной должно иметь лучшие защитные и эксплуатационные свойства. Факторы выбора конкретной марки масла для дизельного двигателя с турбонаддувом остаются такими же, как и для обычного двигателя.
Чем дизель отличается от турбодизеля
Что такое турбодизель? Это дизельный двигатель, оснащенный турбонагнетателем. Такой двигатель рассчитан на то, чтобы увеличить мощность транспортного средства на 25%. А если в его конструкции предусмотрен интеркулер, возможности автомобиля увеличиваются еще на 10 %.
Роль турбонагнетателя заключается в нагнетании воздуха в цилиндры под очень высоким давлением. Большое количество воздуха в рабочей зоне двигателя увеличивает его возможности, что ощущает водитель при резком нажатии на педаль акселератора. В процессе эксплуатации температура турбокомпрессора может достигать 950-1000 градусов Цельсия.
Если турбина перегреется, то ее выход из строя повлияет на функциональность ДВС, так как у турбонагнетателя и двигателя смазочная система общая. Отключение турбины спровоцирует масляное голодание авто. А это уже чревато заклиниванием коленвала и длительным ремонтом.
Чтобы предотвратить подобные последствия и обеспечить устойчивость турбины при высоких температурах, моторное масло для турбодизельных двигателей нужно выбирать правильно.
Какое масло заливать в турбированный дизель
Масло для дизельных двигателей следует выбирать в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. Чтобы лучше ориентироваться, нужно понимать, как классифицируются моторные масла. Существует несколько международных стандартов, разделяющих все смазочные продукты по основным параметрам и их пригодности для использования в двигателях различных модификаций.
Классификация SAE влияет на температурные и вязкостные параметры рабочей смазки. Она одинакова для бензиновых и дизельных двигателей и предусматривает три типа моторных масел:
- летнее,
- зимнее,
- универсальное.
Летние маркируются двузначной цифрой — 20, 30, 40 — и условно говорят о вязкостных свойствах масла при высокой температуре окружающей среды.
Зимние обозначаются цифрой и буквой W — 5W, 10W. Их маркировка свидетельствует о низкотемпературных возможностях масла.
Сочетание летнего и зимнего обозначения является признаком универсального масла — 5w-30, 10w-40.
Кроме SAE, на упаковке масел для дизельных двигателей указывается классификатор API, начиная с буквы C:
CF — для атмосферных и двигателей, оборудованных системой умеренного наддува. Применяется масло CF, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Цифра 2 или 4 после классификатора указывает на пригодность масла для двух- и четырехтактных двигателей.
CG — для дизельных двигателей с турбинами. Предполагает более суровые условия эксплуатации, чем CF. Применяется, если процентное содержание серы в рабочей смеси не превышает 0,5.
CH — для автомобилей, выпущенных после 1998 года. Имеет более стабильную вязкость и увеличенный интервал замены моторного масла.
CI — для турбодизельных ДВС, оборудованных системой EGR. Актуально для автомобилей, выпущенных после 2002 года.
CJ — для современных турбодвигателей с системой доочистки выхлопных газов и сажевым фильтром. Масло с хорошей устойчивостью к перепадам температур и агрессивному вождению.
Классификация и вязкость масла для турбодизелей
Основная характеристика масел — показатель вязкости. Он указывает на способность смазки быть на определенном уровне текучести, что гарантирует полное покрытие внутренних частей двигателя во время работы.
Не менее важным показателем является индекс вязкости, который определяет вязкость масла при изменении рабочей температуры двигателя. Чем выше индекс вязкости, тем выше температура, при которой его можно использовать. Вязкостно-температурные характеристики масел определены международным стандартом SAE.
Другие международные стандарты, ACEA и API, определяют марку масла, требующуюся для конкретного типа ДВС, в зависимости от ее производительности.
ACEA определяет характеристики смазки в соответствии с европейскими стандартами. API был разработан американскими производителями, как и его европейский аналог, но с более строгими стандартами.
Стандарт API обозначается парой букв. Например, SE или CG. Первая буква в паре может быть как S, так и C. Буква S (Servis) указывает на то, что данная смазка используется только для бензинового силового агрегата. Буква C (Соmmеrсiаl) указывает на то, что масло подходит для дизельного двигателя.
Вторая буква пары определяет уровень качества смазочного материала. Чем ближе буква к началу алфавита, тем лучше качество смазки.
Сдвоенная маркировка масла, например, SE / CG, говорит о том, что оно комбинированное. Его можно заливать как в турбодизель, так и в бензиновый двигатель.
Стандарт API для буквенного обозначения и лет использования можно посмотреть в таблице:
Год применения | Класс | Описание |
1972 | СD-2 | Для ДВС с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях или если солярка с высоким показателем серы. |
1983 | СЕ | Для двигателей с высоким турбонаддувом. |
1990 | СF-4 | Для ДВС с высоким турбонаддувом, выпуска старше 1990 года. |
1994 | СF | Для турбированных моторов, выпуска старше 1994 года. |
1994 | СF-2 | |
1994 | СG-4 | Для ДВС с высоким турбонаддувом, выпуска старше 1990 года. Масло улучшенного качества по новым нормам токсичности. |
1998 | СН-4 | Для быстроходных скоростных турбодизелей с улучшенными нормами токсичности. |
2004 | СI-4 | Для высокоскоростных турбированных двигателей с рециркуляцией выхлопных газов. Может заменять масла СD, СЕ, СF, СG и СН. |
2010 | СJ-4 | Для силовых турбин с сажевым фильтром для выхлопной системы. Может заменять масла СF, СG и СН. |
Числовое значение 2 или 4, расположенное в классе масла, указывает на его применение к конкретному типу силовой установки: двухтактному или четырехтактному.
Согласно стандарту ACEA, масла делятся на следующие классы:
В2-96 — Стандартные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом.
В3-96 — Смазочная жидкость Extra для дизельных двигателей с турбонагнетателем и без него.
E1-96 — Стандартное моторное масло для грузовиков с высоким наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях.
Е2-96 — Аналог E1-96 с улучшенными свойствами.
E3-96 — Смазка Extra для грузовиков с высоким наддувом.
Состав масла для ДВС с турбонаддувом — минеральное или синтетическое?
Критической разницы между выбором минералки или синтетики нет. К тому же турбодизели появились задолго до появления синтетической основы. А все ранние дизель-турбоагрегаты отлично работали на минеральном масле.
С другой стороны, синтетические масла намного стабильнее. Что это означает? Как правило, любое масло со временем теряет заданные свойства и характеристики. У синтетики ухудшение качества происходит быстро, но по истечении срока замены. А минеральное масло медленно деградирует с первого дня применения.
Для турбодизеля такой разброс нежелателен, поэтому лучше немного переплатить и купить хотя бы полусинтетику.
Рекомендации производителей по выбору масла для турбированного дизельного двигателя
Перечислим информацию о том, какие турбодизельные масла рекомендуют известные производители.
Для дизельных двигателей с турбонаддувом, выпущенных после 2004 года и с сажевым фильтром, согласно стандарту ACEA, следует использовать:
- Дизельное моторное масло DELO,
- Mitsubishi и Mazda рекомендуют масла B1;
- Масла Toyota (Lexus), Honda (Acura), Fiat, Citroen, Peugeot — B2;
- Renault-Nissan — масла B3 и B4.
Другие производители автомобилей рекомендуют следующие продукты:
Ford — моторное масло марки M2S913C для турбодизелей 2004 года выпуска с сажевым фильтром.
Volkswagen, Skoda и Seat также отдельно выделяют VW 507 00 Castrol для турбодизельных двигателей своей компании, произведенных до 2004 года и оснащенных сажевым фильтром.
В автомобилях производства General Motors Corporation (Opel, Chevrolet и др.), в дизельных двигателях с турбонаддувом после 2004 г с сажевым фильтром рекомендуется использовать моторное масло Dexos 2.
Для турбодизельных двигателей BMW, выпущенных до 2004 года и оснащенных сажевым фильтром, рекомендуется масло BMW Longlife-04.
Отдельного разговора заслуживают двигатели TDI, устанавливаемые в Audi. Имеют следующие разрешения:
- двигатели до 2000 года выпуска — индекс VW 505.01;
- двигатели 2000-2003 гг. — 506,01;
- двигатели после 2004 года — 507,00.
Также турбомотору необходимо периодически ездить с хорошей нагрузкой, чтобы турбина и масло в нем не «застаивались». Поэтому нужно не только заливать «правильное» масло, но и правильно эксплуатировать автомобиль.
Лучшие масла для дизельных двигателей с турбонаддувом
Mobil Delvac MX Extra 10W-40
Универсальная синтетика для самых мощных автомобилей с повышенными тепловыми нагрузками. Масло для дизельных двигателей Mobil производится из качественных базовых масел с добавлением присадок, что обеспечивает равномерную смазку.
Вязкость стабильная. Mobil Delvac MX Extra 10W-40 очищает от шлама, нагара, окисления, предотвращает засорение, коррозию.
Применяется как летом, так и зимой, ориентировано на дизельные двигатели с турбонагнетателем и без него в европейских, американских и японских автомобилях.
Достоинства Mobil Delvac MX Extra 10W-40:
- Устойчивость к температурам, окислению;
- Хорошая прокачиваемость в морозную погоду;
- Стабильность вязкости, давления;
- Предотвращение износа подшипников.
Недостатки: сложность пуска при сильно отрицательной температуре, много подделок.
Liqui Moly Diesel Synthoil 5W-40
Синтетика на основе полиальфаолефинов. Liqui Moly Diesel Synthoil 5W-40 предназначено для всесезонного применения в дизельных ДВС современной техники.
Обычно заливается в высоконагруженные многоклапанные моторы, оборудованные интеркулером или турбонагнетателями. Масло позволяет двигателю выдерживать высокие нагрузки и работать при высоких температурах.
Масло Liqui Moly Diesel Synthoil 5W-40 характеризуется малым расходом на угар. Благодаря хорошему индексу вязкости запуск агрегата возможен при самых низких отрицательных температурах за счет того, что жидкость хорошо прокачивается по системе.
Преимущества Liqui Moly Diesel Synthoil 5W-40:
- гарантия бесперебойной работы ДВС;
- защита элементов двигателя от ускоренного износа;
- оперативная подача смазки по системе при низких температурах;
- хорошие смазывающие характеристики при работе в любом температурном режиме;
- возможность работы в двигателях с катализаторами;
- повышенная устойчивость к старению;
- минимальные потери за счет испарения;
- экономия ГСМ;
- чистота внутренних поверхностей ДВС;
- оптимальный уровень давления в любом режиме работы;
- возможность смешивания с другими моторными маслами.
Из недостатков некоторые автовладельцы отмечают сложность запуска двигателя в холодное время года. Обычно это связано с использованием некачественных подделок вместо оригинальных масел.
Bardahl XTC 5W-40
Масла серии XTC разработаны специально для городских автомобилей, спорткаров. Благодаря широкому диапазону температур Bardahl XTC 5W-40 обеспечивает высокую надежность силовой установки.
Смазка заливается в современные безнаддувные бензиновые двигатели с турбонаддувом или дизельные двигатели с прямым впрыском.
Масло синтетическое, всесезонное, индекс вязкости — 173.
Добавки кальция, цинка, фосфора обеспечивают хорошие противозадирные, моющие свойства, нейтрализуют отложения, продукты окисления.
Преимущества Bardahl XTC 5W-40:
- Повышенная устойчивость к внешним воздействиям;
- Всесезонность,
- Надежная защита системы ДВС,
- Стабильность.
Недостатки: возможные проблемы с запуском в сильный мороз.
Bardahl XTC 5W-40 с низким содержанием золы ценится специалистами за высокую вязкость, устойчивость к перепадам температур, хорошую очищающую способность и низкий расход. Но в северных регионах страны его применяют реже, так как при низких температурах возможны трудности со стартом.
Поскольку бренд достаточно популярен, в продаже есть подделки.
Castrol Edge Turbo Diesel Titanium
Синтетика, предназначенная для современных автомобилей с дизельными двигателями. Масло Castrol производится по запатентованной титановой технологии. Это обеспечивает большую стойкость и надежность смазочной пленки.
По заявлению производителя, масло Castrol Edge Turbo Diesel Titanium для турбодизеля позволяет раскрыть весь потенциал силового агрегата автомобиля.
Преимущества Castrol Edge Turbo Diesel:
- предотвращение образования отложений;
- повышение КПД двигателя;
- защита мотора при работе в различных условиях эксплуатации;
- возможность эффективной работы ДВС в течение всего срока службы масла;
- поддерживает максимальную мощность двигателя при высоком давлении.
Недостаток — высокая цена.
Eneos Super Diesel CG-4 10W-40
Японское полусинтетическое дизельное масло для быстроходных четырехтактных двигателей российского, европейского и японского производства.
В разработке применена технология смешивания основы с эффективным пакетом присадок, который гарантирует высокие характеристики автомобиля даже в суровую зиму. Из-за низкой скорости испарения интервал замены увеличивается.
Легкий запуск возможен даже при температуре -40 градусов. TBN исключает высокое содержание серы в топливе.
Преимущества Eneos Super Diesel CG-4 10W-40:
- Всесезонное;
- Эффективное в экстремальных условиях;
- Повышенные диспергирующие, антиоксидантные, моющие свойства;
- Экономичный расход;
- Низкая волатильность.
Недостаток — низкая вязкость, цена.
Eneos Super Diesel CG-4 10W-40 характеризуется высоким щелочным показателем, большим количеством присадок и высоким премиальным качеством. Обеспечивает хорошее смазывание, но после нагрева вязкость может оказаться недостаточной.