Сравнительный обзор зимних моторных масел

В северных районах страны в зимнее время года низкая температура воздуха может существенно затруднить запуск холодного двигателя. Несколько десятилетий назад с наступлением морозов автомобилисты сливали летнее и заливали зимнее масло. Такая замена была обусловлена разницей физических свойств летних и зимних смазок доступных простому водителю малолитражки. Почему на холоде бывает сложнее завести мотор чем летом и насколько сегодня оправдана замена «по сезону»?

Летние и зимние ↑

Летом, при положительных температурах окружающей среды, двигатель исправного автомобиля заводится легко. Масло быстро поднимается из картера насосом и достигает всех соприкасающихся пар трения, при минусовой температуре все обстоит гораздо сложнее.

На каком масле ездить летом, и что будет если оставить зимнее масло? Сезонная замена масла была актуальна для отечественных автолюбителей в середине прошлого века. Тогда не было большого ассортимента продукции и многие заливали летом смазку марка которой обозначалась на упаковке как М12Г1. Маркировка моторных смазок в то время отличалась от привычной современной системы обозначений SAE. В руководстве по эксплуатации автомобиля «Жигули» 70х годов рекомендовалась замена зимнего автола (от английского Automobile Oil) при потеплении до +5 градусов по Цельсию. Современные лубрикаторы с двойным SAE индексом, например 5w30, принято считать всесезонными, они могут использоваться круглый год. Замена таких масел происходит в соответствии с регламентом, по километражу пробега. Оставив летом в картере ДВС смазку с индексом SAE * W-*, при условии что ее ресурс не выработан, автолюбитель совершенно ничем не рискует.

Большая разница ↑

Зимняя маркировка обозначается цифрой перед буквой W (winter) и отражает вязкостные свойства смазок при отрицательных температурах.

В чем разница между маслом 5w30 и 0W 30? Будет ли она заметна летом?

Согласно спецификации SAE, низкотемпературные характеристики принято выражать двумя параметрами: прокачиваемостью и проворачиваемостью.

Маркировка 5w30 свидетельствует о том, что минимальная температура при которой обеспечивается эффективная проворачиваемость не ниже —25°С, а прокачиваемость эффективна до —35°С.

Маркировка 0w 30 гласит о пределе проворачиваемости при —30°С и прокачиваемости при —40°С.

Аккумулятор

Однако, не спешите за маслом с «нулевым» индексом — оно хоть и существует в природе, но маркировка его означает идеальные лабораторные условия при которых был пройден тест на прокачиваемость и проворачиваемость. На самом же деле, практика показывает, что уже при -30°С одинаково сложно будет завести без дополнительного подогрева мотор и на 5W 30 и на 0W 30. Автолюбителю будет намного полезнее следить за состоянием аккумулятора, стартера и системой зажигания, потому как при недостаточной эффективности этих компонентов машины на холоде не выручит ни одно «супер масло».

Тестовые испытания ↑

У моторных масел есть и другие измеряемые физические показатели, связанные с низкими температурами. Для того чтобы понять какое масло сохраняет лучшую текучесть на морозе, проводится соответствующий тест. Образцы моторных масел охлаждаются в емкости до заданной температуры, не менее суток. Тест проводится на слегка наклоном (почти вертикальном) желобке длиною не менее 1 метра, с использованием секундомера. Испытываемую жидкость следует лить на желобок через воронку с узким горлышком для получения равномерной струи. По возможности, интервал между охлаждением и испытанием должен быть минимальным, после испытаний каждого образца желобок насухо протирается.

Отсчет по секундомеру начинается в момент касания жидкостью желобка и завершается по достижению жидкостью контрольной отметки. Это, пожалуй, самый простой тест текучести, который может позволить себе рядовой автолюбитель. К сожалению, сама по себе большая текучесть подмороженного масла не позволит адекватно оценить его качество. В одном из научных источников указывается такое свойство смазки как полярность — способность «прилипать» к поверхности цилиндров не стекая в картер, что облегчает холодный старт мотора. Этим свойством обладают полярные масляные основы, которые используются в качестве добавок.

В лабораторных условиях используется более точное оборудование и научные методы испытаний, например тест на прокачиваемость по спецификации ASTM D 5293 выполняют на установке имитирующей запуск холодного мотора. Этот тест был введен после того как обнаружилось неприятное свойство некоторых моторных смазок превращаться в желеобразную субстанцию после длительного пребывания при зимних температурах ниже —30С.

Также, все современные лубрикаторы ДВС проходят тест на фильтруемость. Дело в том, что моторные масла плохо фильтруются при низких температурах, так как содержащиеся в них углеводороды парафинового ряда начинают кристализовываться, заволакивая мембраны фильтра. Тест вязкости масла по ГОСТ 33—2000 предусматривает использование вискозиметра.

Домашние испытания редко дают качественные результаты по которым можно сколь либо достоверно судить о том насколько хороша будет смазка для данного типа двигателя. Тест на «проворачиваемость» стартером пожалуй самый доступный из всех, для него не нужно дорогостоящее оборудование и сложные методики. Все что нужно, это образцы масла в полном рабочем объеме для конкретного типа двигателя. Здесь тоже может понадобится секундомер для отсчета времени с момента начала работы стартера, до того момента как двигатель заведется. Этот тест будет справедлив только при одинаковых для всех образцов смазки условиях: заряде аккумулятора и температуре окружающей среды.

Производители всесезонных смазочных материалов ↑

Обзор рынка показал, что смазки с двойным SAE индексом массово представлены практически всеми компаниями данной отрасли.

  • ЛУКОЙЛ. Российский производитель предлагает потребителям линейку моторных смазок для бензиновых и дизельных ДВС в диапазоне от 0W до 25W;
  • MOBIL. Экспортирует всесезонные смазочные материалы практически во все страны мира;
  • SHELL. Признанный мировой лидер в производстве всесезонных лубрикаторов для легкового и коммерческого транспорта. Производит также низкотемпературные гидравлические жидкости для спецтехники;
  • ENEOS. В Японии выпускаются высококачественные всесезонные компоненты, производитель представляет линейку высококачественных лубрикаторов с индексом «W».

Обзор производителей можно продолжить и далее, но правильнее все-таки будет подвести итог и подчеркнуть тот факт, что и зимой и летом вполне можно эксплуатировать автомобиль на одном и том же типе смазки предназначенной для данного типа двигателя и сезонная замена ничем не оправдана.

Автоэксперт: Сергей Поздняков

Вам будет интересно