Эстеровые моторные масла

Отношение к эстерам в моторном масле у автолюбителей сложное и запутанное. Многие признают качество и высокие эксплуатационные показатели этого синтетического масла, но находятся и те, кто считает положительные отзывы маркетинговой уловкой. Если ли реальное обоснование платить за эстеровые масла больше? В чем польза этого продукта?

История появления продукта ↑

В 70-х годах 20 века бельгийские и французские производители предложили новый вид смазки – полусинтетическое моторное масло, а в 1971 году – полностью свободный от нефтепродуктов товар. Сырьем послужили сложные эфиры растительного происхождения, получившие название эстеры. С тех пор было предложено много вариантов усовершенствования, но основной принцип не изменился. Основой высококачественного моторного масла по-прежнему служат продукты нейтрализации (этерификации) карбоновых кислот спиртами. Карбоновые кислоты в свою очередь представляют собой результат гидролиза растительных масел из семян рапса или кокосовой копры. Природное происхождение эстеров сказывается на экологических показателях, в частности такая основа биологически разлагаема и менее вредна для окружающей среды.

Сейчас применяются следующие виды:

  • простые эстеры (первое поколение);
  • двойные или диэстеры (более продвинутый продукт);
  • полиол-масла (последние инновационные разработки).

Влияние эстеров на работу мотора ↑

Эстеровая база реально дороже минеральной основы – от 5 до 10 раз! Конечно, такие деньги платят не только за легкую утилизацию и экологическую чистоту. Основные преимущества: полярность молекул сложных эфиров, контроль вязкости на стадии производства, полноценная замена загущающих присадок. Чтобы оценить влияние эстеровых масел на работу двигателя рассмотрим подробнее некоторые моменты. Эстеры

Запуск двигателя – слабое место в работе автомобиля. Могут проявиться явные проблемы вроде замерзших элементов или севшего аккумулятора. Или скрытые в виде дефицита смазки при холодном запуске двигателя. Через некоторое время после остановки масло перетекает в стартер и в стартовые секунды мотор работает без смазки. Состояние сухого трения очень опасно для деталей, в момент запуска наблюдается максимальный износ.

И вот тут-то эстеры на высоте. Полярность молекул обеспечивает смещение электронной плотности в продуктах карбонильной группы к атому кислорода. Отрицательно заряженный атом кислорода автоматически стремится к металлическим узлам двигателя (они априори имеют исключительно положительный или нейтральный заряд). Это уникальное достоинство материалов на эстеровой основе — естественное образование смазывающей пленки, подобно магниту притягивающейся к металлам. Кстати такой эффект недостижим при использовании любой другой основы.

Следующий опасный для работы автомобиля момент – пиковые нагрузки. От прочности масляной пленки зависит величина максимума при вертикальных скачках нагрузки. Для сравнения используем такие показатели пиковой нагрузки при использовании:

  • нефтесодержащей минеральной основы — 900 кг/см2;
  • синтетических полиальфаолефинов — 6500 кг/см2;
  • эстеров — 22000 кг/см2.

Эти цифры лучше слов объясняют востребованность эстерных масел в гоночном спорте.

Следующий момент – учет влияния вязкости моторного масла на работу двигателя. Эстеровые масла стабильны в широком диапазоне температур, и не содержат вредных присадок. Они защищают двигатель не только от перепадов температур, но и от шлакообразования. Это еще одно естественное свойство – спиртовая база сложных эфиров обеспечивает высокую плотность и стабильность в любой момент эксплуатации.

Преимущества использования ↑

Представленная выше информация говорит сама за себя! Моторные масла на эстеровой основе действительно не имеют аналогов. Повторим вкратце полезные свойства материала:
Полярность эстеров исключает масляное голодание двигателя и обеспечивает естественную адгезию пленки с металлическими поверхностями.Эстеры

Высокий показатель прочности защитной пленки и отсутствие необходимости в присадках-загустителях. Последние выгорают в первые 5000 км и смазка теряет все свои защитные характеристики. От стабильности и плотности масляной пленки зависит также лимит мощности автомобиля.

Текучесть при низких температурах гарантирует проникновение и смазку мельчайших деталей. Плюс – облегченный запуск мотора в зимнее время.
Низкий коэффициент трения, минимальный износ узлов.

Отсутствие вредных примесей: тяжелых элементов, цинка, фосфора и серы.

Высокие диспергирующие свойства, моющие присадки добавляют исключительно для нейтрализации кислотной среды.

Высокая температура вспышки и уникальный показатель высокотемпературного сдвига защитной пленки. На практике это означает, сокращение расхода смазки на угар и прямая экономия средств.

Оптимальная устойчивость к внешним воздействиям, к окислению. Масло сохраняет все свои полезные свойства в любой момент эксплуатации.

Экологическая чистота эстеров. При попадании в почвенный покров этот материал быстро разлагается на 85% за три недели. Для сравнения, экологический сертификат выдают при 66-процентном распаде. Растительное происхождение сырья сказывается и на экологичности производства.

Спорные отзывы и мифы ↑

Обоснованность цены оспаривается очень часто. Многие потребители не понимают, что такая высокая стоимость связана не с маркетинговой политикой компаний, а особенностями производства. Гидролиз спиртов и их переработка для получения высококачественной основы – дорогостоящий процесс. И дело даже не стоимости сырья, рапса и пальм на планете пока хватает. Но технологический процесс получения сложных эфиров трудоемкий и затратный. Учтите, что синтетические масла состоят из эстеров не на 100%. Достаточно небольших добавок для проявления упомянутых качеств, содержание эстеровых добавок редко превышает 10%. Это означает, что даже простые эстеры первого поколения превосходят показатели минерального моторного масла.

В реальности эстеры присутствуют практически во всех видах смазочных материалов. Вопрос лишь в концентрации и качестве составляющих. Ведущие европейские производители (Франция и Бельгия) считают низкокачественным любое масло, с содержанием эстеровых добавок ниже 2,6%.Мифы о маслах

И, наконец, самая распространенная критика. Форумы пестрят предупреждениями о потери всех полезных функций при взаимодействии с водой. Но умалчивают об реальных объемах. Для того чтобы эту моторную смазку довести до желеобразного состояния нужно влить внутрь объем воды, не меньший объема масла. Капли влаги или конденсат абсолютно безвредны и моментально испаряются при нагреве через систему вентиляции.

Подведем итоги. Эстеровые масла имеют реально высокую цену и доступны не каждому. Целесообразность их использования – личный выбор автолюбителя. Нет смысла заливать дорогое масло в устаревший двигатель 30-летней давности. Но если вы бережно относитесь в свой машине и нацелены на долгосрочное использование двигателя, то смело используйте этот продукт. Помните, что скупой платит дважды.

Вам будет интересно