«Знал бы прикуп, жил бы в Сочи», так сказал однажды известный игрок в преферанс. Применительно к нашей статье, речь пойдёт о моторных маслах. После приобретения автомобиля, не все имеют представление, какой тип масла следует заливать. Одни руководствуются правилом, что было до меня, рыская в поисках остатков. Другие, поддаются «квалифицированному» мнению друзей, знакомых, рекомендациям газет, интернет сайтов. Третьи вообще не беспокоятся, заправляют самое дешёвое масло. Какой из приведённых вариантов верный?! Имеется ли он здесь? Действия нового владельца после покупки машины? Как подобрать? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье ниже.
Понятие об автомобильных маслах ↑
Казалось бы, что сложного, взял, купил, залил. Но не тут-то было. Подбор масел требует внимательности и времени. Каждое транспортное средство имеет своё предназначение. Силовой агрегат рассчитан на нагрузки, скоростные и температурные режимы. Всегда смотрите каталог автомобиля, если он имеется. Соответственно, и моторное масло должно отвечать нужным стандартам. Итак, под маслом следует понимать химическую жидкость, применяемую для смазки поршневой группы силового агрегата. Основной критерий различия – вязкость.
Виды смазок ↑
- Минеральное: простое и доступное для большинства автовладельцев. Базовый пакет моторного вещества с защитными, антикоррозийными присадками, бюджетная стоимость – основные характеристики масел данного типа. Заливается как в новый двигатель, так и с пробегом. Недостатки масел данного типа: боится отрицательных температур, быстрая потеря полезных свойств. Для стареньких отечественных Жигулей, в самый раз;
- полусинтетическое: половина основы от «минералки», половина добавок от «синтетики». Некий микс моторного нефтепродукта. В отличие от аналога, пользуется повышенным спросом. Сбалансированное сочетание всех микроэлементов на молекулярном уровне. Основной потребитель – все типы транспортных средств, кроме гоночных. Если ранее ограничение было для грузовой и тяжеловесной техники, то сейчас разработано и для них. Масло стойко переносит критические температурные перепады, показатель вязкости сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации. Средний срок замены составляет 20 – 25 тыс. км. пробега;
- синтетическое моторное, как лучшее из лучших: полностью неорганическое масло, с максимальным пакетом защитных добавок, антикоррозийных присадок. Высокий показатель вязкости масел обеспечивает полноценную работу даже в 40°С мороз. Холодный старт, движение без прогрева не страшны мотору, теперь у него есть надёжная протекция. Применяется для всех типов двигателей: форсированные, турбированные, битурбированные, дизельные, бензиновые. О том, что заливается во все спортивные суперкары, напоминать не стоит. Каждая гонка «Формула-1» только и пестрит баннерами с логотипами компаний – производителей масел. Не советуют заливать в грузовые автомобили, технику с пробегом более 100 000 км. В первом случае не предназначено, во втором – нет смыла. Отдельная тема разговора «гибриды». В данный вид транспорта настоятельно рекомендована синтетика. Высшего класса моторного эквивалента пока не произведено.
Лёгкая конфронтация ↑
С позиции производителей масел, всё предельно ясно. Чего не скажешь об автомобильных концернах. Последние, ежедневно шагают семимильными шагами вперёд. Принимая во внимание подобную одностороннюю практику, ведущие нефтеперерабатывающие предприятия скорректировали свою продукцию на новый уровень. Основной упор теперь делается на конкретный вид транспорта, под который изготавливается масло. Точнее, под его тип мотора. Изменения положительно были приняты потребителями. Так как упразднилась проблема выбора. Подобрать стало проще. Согласитесь, что не каждая полусинтетика подойдёт к «Опель» или «ВАЗ», и так далее.
Маркировка жидкостей ↑
- Международный классификатор масел «API». Расшифровывает буквенно-символьные знаки на канистре при покупке: тип мотора, топливной системы, наличие турбины. Символ «S» означает пригодность для бензинового типа, «C» — для дизелей. К примеру, API S/C. Для дизельных грузовиков существует своя маркировка в виде одной буквы «C». Правильно осуществляйте подбор;
- стандарты вязкости по SAE: расшифровка данных о температуре, густоте, составе. Многие сталкивались с надписью SAE 15W50. Опытный специалист сможет прочесть её так: всесезонное моторное масло рекомендовано к использованию при отрицательной температуре не ниже 15°С, положительной – не выше +50°С.
Обратите внимание: отличить всесезонную жидкость от чисто зимней или летней можно так. Имеется надпись SAE 10 W – значит зимний вариант (winter — зима). Без буквенный вариант SAE 10 – летний тип. Цифра также скажет о многом. Летний вариант – диапазон цифр 20 – 60. Зимний или всесезонный – имеет второй цифровой индекс для минусовых показателей. Чем он меньше, тем лучше для мотора при старте. Водитель запомни: значение до буквы «W» — для морозов, после – для жары. Арифметика проста.
Консультации и выбор ↑
Подбор смазки дело тонкое, требует наличия минимального опыта, знаний классификаций. Испытываете затруднения в выборе, не беда. Каждый покупатель вправе получить исчерпывающий ответ на вопрос о продаваемом товаре. В специализированном автомагазине, прилавке авторынка, дилерском центре вам с удовольствием окажут помощь. В зависимости от «важности» самой точки продажи, могут продемонстрировать результаты тестов, видеоролики, печатную продукцию. В любом случае требуйте у продавцов сертификат качества на товар. В случае возникновения каких-либо неурядиц, по чеку можно обменять продукцию или вернуть деньги. Представители отечественного и зарубежного производства: Мобил, Шелл, Ликви Моли, Кастрол, Мотюль, Лукойл, Тотал, Elf, Статойл, Q8, Валволайн, Idemitsu. Каждый из них представлен в марке: синтетика, полусинтетика, минеральное. В зависимости от предписаний инструкции по эксплуатации, рекомендации автомастеров, личных убеждений, владелец приобретает то или иное вещество.
Полезные рекомендации ↑
- Заливайте масло, соответствующее стандартам качества;
- каталог с продукцией всегда должен быть под рукой при покупке;
- меняйте жидкости в срок: 15 – 20 – 25 тыс. км. не позднее;
- не пропускайте плановые технические осмотры. Допускается разбежность в 500 км., не более. В противном случае, встает вопрос о снятии с гарантийного обслуживания транспортного средства;
- не покупайте дорогое синтетическое масло для изрядно поношенных двигателей. Толку никакого, а деньги на ветер;
- заливайте промывку на каждой смене смазки. Это позволит содержать мотор в чистоте, надлежащем состоянии, постоянной работоспособности. Подбор промывки первый раз поручите продавцу;
- в зависимости от располагаемых денежных средств, решайте менять самостоятельно или воспользоваться услугами сертифицированных сервисных центров. Очевидно, что лучше самому по ряду причин: интересно, набраться опыта, перспектива открытия своего сервиса по ремонту моторных агрегатов;
- категорически запрещено смешивать несколько типов масел воедино. «Ассорти» приведёт к свёртыванию моторных жидкостей, появлению отложений, смене цвета, утрате полезных свойств. В случае крайней необходимости, можно, и то с целью добраться к ближайшей СТО.
Подбор масла по марке не лёгкая процедура. Но, если вы твёрдо решите использовать одно и то же, на протяжении длительного периода, рекомендовано привлечь квалифицированного специалиста при покупке. Присадки и добавки, вот в чём вопрос. Покупать или нет, решать самостоятельно. Вспоминаются слова одного автомеханика, «Все присадки в масле, всё остальное – добавка». Выражение в «тему», без склонения читателя в ту или иную сторону. Всегда заглядывайте в инструкцию по эксплуатации. Там написано много полезных вещей именно для вашего автомобиля. Однозначно приобретайте только оригинальную продукцию у проверенных поставщиков. Купите каталог. Соблюдайте правила езды, будьте вежливы на дорогах. Всех благ.
Автор: Максименко Игорь