Меню

Виды, классификация и характеристики

Расшифровка маркировки автомобильных масел по степени вязкости SAE

Многие автомобилисты, покупая масло, не обращают внимания на характеристики вязкости масла – их интересует только то, относится ли их масло к синтетическим или же минеральным. Такая позиция в корне неверна.

Работа двигателя – это не совсем то, что нам рисует воображение. Мотор – очень сложная и многофункциональная система. Существует множество различных типов двигателей, которые принципиально различаются между собой.

Чтобы безошибочно ориентироваться в безбрежном море автомобильных моторных масел, необходимо разбираться в их маркировке, благо, это особой трудности не представляет. Можно, конечно, посоветоваться с продавцом-консультантом в специализированном магазине, но элементарные вещи все же стоит знать каждому автовладельцу.

Расшифровка маркировки автомобильных масел по степени вязкости SAE

Двигатель автомобиля требует особого внимания. Дело в том, что срок его службы напрямую зависит от водителя. Если за двигателем правильно ухаживать, беречь его от предельных нагрузок, то он вам может прослужить достаточно долго.

Главную роль в уходе за мотором играет масло, которым мы пользуемся. Его нужно подбирать, исходя из рекомендаций завода-изготовителя, из стен которого вышел автомобиль.

Что такое вязкость масла

Вязкость – самая важная характеристика для моторного масла, которая меняется в зависимости от температуры. Масло не должно быть слишком вязким в морозы, чтобы у стартера была возможность провернуть коленчатый вал и у масляного насоса была возможность прокачать масло в системе смазки.

При высоких температурах у масла не должна быть малая вязкость, чтобы создавать масляную пленку между трущимися деталями и обеспечивать необходимое давление в системе.

Классификация SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров) характеризует вязкость и определяет в какой сезон можно использовать масло. В паспорте на автомобиль производитель регламентирует подходящие марки.

Кинематическая и динамическая вязкости масла

Для определения качества масла определяют его кинематическую и динамическую вязкость.

Кинематическая вязкость – это показатель текучести при нормальных (+40 оC) и высоких (+100 оC) температурах. Определяется с помощью капиллярного вискозиметра. Для его определения считается время, которое требуется маслу для истечения при заданных температурах. Измеряется в мм2/сек.

Динамическая вязкость – показатель, определяющий реакцию масла в имитаторе реальных нагрузок – ротационном вискозиметре. Прибор имитирует реальные нагрузки в двигателе с учетом давления в магистралях и температуре +150 C и контролирует, как себя ведет смазывающая жидкость, как изменяется ее вязкость именно в моменты нагрузок.

На что влияет вязкость моторного масла

Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями.

Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.

Если масло жидкое, уже за один проход поршня оно уйдет в поддон. Масло с большей вязкостью останется на стенках, чем более густое оно, тем толще будет смазывающий слой.
Но не все так просто.

Большая толщина смазки тоже плохо.

Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла.

Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.

Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды моторных масел, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники.

Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.

Как разобраться в вязкости масла

Современные емкости с автомобильными маслами содержат на своей этикетке множество обозначений и спецификаций, полностью разобраться в которых сможет лишь опытный химик или профессионал в области ГСМ. Что же делать обычному автомобилисту?

Вы, конечно, давно обратили внимание на какие-то буквы и цифры на канистрах с моторным маслом. Что же они означают?

Пример. SAE 5W-30, где первая цифра – это вязкость масла при холодном запуске двигателя, а вторая – вязкость при прогретом двигателе.

Наиболее «ходовые» значения на сегодняшний день:

  • SAE 0W-20. Вязкость актуальна на сегодняшний день для автомобилей производства Японии и КНДР.
  • SAE 5W-30. Такие цифры актуальны для автомобилей, изготовленных в Европе.
  • SAE 5W-40. Подобное масло заливают, как правило, спортивные автомобили.

Расшифровка:

Первая буква – W (Winter – зима)

Как уже говорилось, первая цифра – это вязкость данного масла в не разогретом состоянии. От цифры «5» следует отнять 35, результатом будет -30. Это означает, что при такой температуре масло гарантировано прокачается масляным насосом по системе, не допуская сухого трения деталей двигателя при холодном запуске.

Расшифровка маркировки автомобильных масел по степени вязкости SAE

Таким образом, для OW-20 – минус 35°С, для 5W-30 – минус 30°С, для 5W-40 – минус 30°С, 10W-30 – минус 25°С.

Чем холоднее регион, тем ниже должна быть первая цифра.

Вторая цифра – это кКинематическая вязкость в полностью прогретом двигателе. Она измеряется в сантистоксах (1 сантистокс – эквивалент вязкости воды при +20°С)

Расшифровка:

  • Цифра 20 – 8-9 сСт;
  • Цифра 30 – 10-12 сСт;
  • Цифра 40 – 14-16 сСт;
  • Цифра 50 – 17-21 сСт.
Важно! Подразумевается температура 100°С.

Чем выше цифра, тем выше вязкость при прогретом двигателе.

А вот для 0W-20 (базовая группа 3+) и 5W-40 (полиальфаолефины – PAO), например, запуск двигателя вполне реален при температуре до -50°С. Почему – ясно видно из значений, показанных в скобках.

Какое значение имеет вязкость масла в двигателе

Вязкость масла – это ключевой момент, определяющий, насколько легко масло перекачивается через рабочие компоненты двигателя, как легко оно пройдёт через масляный фильтр, и как быстро оно будет стекать обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче всё это будет происходить.

Но здесь приходится находить компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно менее вязкое – т.е. более жидкое. Но, чем ниже вязкость, тем меньшую нагрузку масло может поддерживать в подшипниках коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло будет отрабатывать колоссальные нагрузки внутри двигателя.

Чем выше вязкость моторного масла, тем больше сопротивления оно оказывает на движущиеся компоненты, и следовательно, тем больше ведёт к потере КПД двигателя и мощности. Компромисс заключается в минимизации потери мощности, но максимальной поддержке нагрузки.

Чем определяется вязкость масла

Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.

С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается. Вот почему так важно своевременно производить замену моторного масла.

Что такое хорошее масло, явные признаки

Хорошее масло подразумевает многие факторы:

  • Отсутствие посторонних, которых не было до замены, шумов в двигателе;
  • Стабильная работа двигателя: нормально рабочее давление в двигателе, нормальный температурный режим;
  • Отсутствие синего выхлопа из глушителя;
  • Отсутствие рывков во время движения автомобиля;
  • Известность на рынке;
  • Приемлемость по цене;
  • Легкий запуск в зимний период;
  • Стабильная работа двигателя в жару;
  • Гарантированный пробег с визуальным сохранением масла до следующей замены такового.

В последний пункт, правда, следует внести поправку: при условии нормального технического состояния двигателя.

В заключение хотелось бы подытожить. Теперь вам совершенно ясно, как расшифровать буквы и цифры на емкостях с моторным маслом, из чего следует, что с выбором такового у вас проблем не возникнет. Конечно, цифры – цифрами, а выбор должен быть разумным.

Например, живя в Крыму, едва ли надо заливать масло, рассчитанное на запуск двигателя в пятидесятиградусный мороз. Такое масло, как вы понимаете совершенно неразумно и нерентабельно использовать в подобной климатической зоне.

И наоборот, в более холодных широтах применять масло, рассчитанное на теплую зиму, также не стоит – себе дороже выйдет: будут трудности с запуском, как утром, в гараже, так и при длительной стоянке на улице.

Расшифровка маркировки автомобильных масел по степени вязкости SAE

И не стоит забывать о балансе цена-качество.

Советы по применению моторного масла

Рекомендации, данные автопроизводителем, должны стать главным ориентиром при выборе масла. Внимательно изучите все спецификации и допуски, описанные в инструкции к вашему автомобилю.

Особую осторожность стоит проявлять при замене одной марки масла на другую. Современные смазочные материалы содержат различные присадки и химические добавки, воздействующие на внутренние поверхности деталей двигателя.

При неосторожном смешении масел химические компоненты могут вступать в нежелательные реакции с неожиданным результатом. Например, масло может потерять свою вязкость или же образуется твердый осадок, способный повредить внутренние детали двигателя.

Если решили поменять один бренд на другой, то полностью слейте старое масло. Будет не лишней и полная промывка двигателя.

Смешивать масла различных производителей допускается только в экстренных ситуациях. Например, на загородной автостраде, когда нет возможности произвести полную замену одного смазочного материала на другой, а двигатель срочно нуждается в доливе. Вы можете проехать некоторое расстояние на смеси из нескольких масел, но при первой же возможности освободите мотор от вредного химического «коктейля».

Оставьте комментарий, поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты