Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Самые востребованные в нашем климате моторные масла — всесезонные SAE 5W-30 и 5W-40. Оба этих состава могут работать в широких диапазонах температур. Они близки по характеристикам, во многих моделях автомобилей допускается применение масел с вязкостью обоих типов. Рассмотрим их особенности и характеристики, отличия и преимущества, чтобы понять, что лучше для двигателя– 5W-30 или 5W-40.

Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Что означает маркировка 5W-30 и 5W-40

Для начала разберем маркировку моторного масла, чтобы точнее представлять себе, что скрывается за этими символами. 5W-30 или 5W-40 – это характеристики всесезонной вязкости, маркировка американской автомобильной индустрии (в тех. характеристиках обозначается как SAE). Состоит из двух обозначений:

5W (W с англ. winter – зима) – вязкость при отрицательных температурах, т.е. крайнее значение, за которым масло начинает кристаллизоваться, хуже течь и усложнять работу двигателя, а не облегчать, как должно. Температура застывания варьируется в диапазоне от -40оС до -30оС в зависимости от состава масла.

30/40 – вязкость при крайних положительных температурах работы двигателя (100-140оС). Иными словами, способность масла без потерь в качестве перенести жару внутри мотора.

Стандарт SAE используется по всему миру, и он актуален для абсолютного большинства масел, которые можно найти в свободной продаже.

Сравнение лабораторных анализов 5W-30 и 5W-40

Разницу между моторными маслами этих классов вязкости можно наглядно увидеть, ознакомившись с результатами лабораторных испытаний смазочных материалов от одного из популярных российских производителей:

  • Кинематическая вязкость при 40 °C – 55,98 (5W-30) и 79,21 мм2/с (5W-40).
  • Кинематическая вязкость при 100 °C – 10,13 (5W-30) и 13,37 мм2/с (5W-40).
  • Температура застывания – -44 °C для обоих видов масел.
  • Температура вспышки – +232 °C (5W-30) и +235 °C (5W-40).
  • Динамическая вязкость CSS при -30 °C – 4040 (5W-30) и 5490 единиц (5W-40).

Основные характеристики

Особенности масел SAE 5W-30:

  • с таким маслом двигателю и масляному насосу проще работать в холодную погоду;
  • подходит для круглогодичной эксплуатации;
  • обеспечивает эффективное охлаждение деталей и узлов работающего мотора;
  • хорошо удаляет слои нагара с рабочих поверхностей.

Однако в жаркую погоду масло 5W-30 становится слишком жидким, следовательно, надежная защитная пленка не образуется, что плохо для ДВС. В жару оно фактически утрачивает все свои защитные способности.

Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Особенности масел SAE 5W-40:

  • это более густое масло, а значит, оно обеспечивает высокий уровень защиты деталей двигателя от трения;
  • оптимально подходит для ДВС с высоким показателем тепловыделения;
  • высокая устойчивость к окислительным процессам;
  • отличные моющие свойства.

Критерии выбора между 5W-30 и 5W-40

При выборе между 5W-30 и 5W-40 следует в первую очередь ориентироваться на инструкции по эксплуатации автомобиля. Все рекомендованные составы и индексы перечислены там, так что если в бумагах значится 5W-30 по SAE, то лучше брать именно его. Однако если оба масла подходят мотору, то выбор зависит от двух факторов:

Климат

Масло 5W-30 более жидкое, значит, быстрее течет, так что оно немного лучше приспособлено для работы в зимних условиях, когда составы, наоборот, густеют. Но им предпочтительнее пользоваться в северных регионах нашей страны, где -30оС – нормальная зимняя температура, и может доходить и до -40оС.

Однако существенных различий между ними не слишком много, ибо индекс 5W один и тот же. В средней полосе можно лить хоть 30, хоть 40 – разницы зимой не почувствуется.

Состояние мотора

Масла 5W-40 обладают большей вязкостью, оптимальной для изношенных моторов с разболтанными деталями и большими зазорами в механизмах. Их рекомендуют в автомобили с пробегом свыше 100 000 км.

Масло за счет более плотного состава компенсирует «возрастные» изменения двигателя и к тому же будет меньше угорать. Если продолжать пользоваться 5W-30 в старом двигателе, то со временем оно может начать сочиться через разболтанные уплотнители и сильно расходоваться на угар.

5W-30 и 5W-40, что лучше

Сравнение 5W-30 и 5W-40 по характеристикам

Сравнивая масла 5W-30 и 5W-40, нельзя сказать, какое из них лучше в целом. Важнее установить, какой продукт больше подходит для конкретного двигателя. Так, помимо вязкости, смазочный материал имеет допуски, на которые он рассчитан.

Например, если производителем предписано масло 5W-30, но в двигатель по каким-то причинам залито 5W-40, возрастет нагрузка на масляный насос, а также увеличится трение между металлическими парами. Это происходит из-за того, что разные жидкости имеют различную вязкость, т. е., сформируют на омываемых поверхностях пленки разной толщины.

Снизится также потребление масла в системе, что навредит движущимся элементам мотора, т. к. в результате возникает масляное голодание, и повышается износ деталей. Если же вместо 5W-40 залить 5W-30, смазка будет слишком жидкой для двигателя, что также приведет к ускоренному его износу.

В целом 5W-40 показывает лучшие результаты по сравнению с 5W-30, оно подходит и для холодного климата, и гораздо лучше справляется с высокими температурами разогрева мотора. Именно поэтому оно применяется в большинстве современных автомобилей, которые часто используются при летних поездках на большие дистанции, где не приходится часто останавливаться.

Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Однако масло 5W-30 не сдает позиции и его часто берут водители, которые часто ездят в городских условиях – остановки и старты, высокий уровень пыли в воздухе и частая работа двигателя вхолостую. С ним мотор заводится гораздо быстрее и в летнее время, и, что особенно важно, зимой при крайне низких температурах, так как его порог застывания целых -35оС.

Что лучше для зимы

Первая часть маркировки обоих продуктов совпадает и выглядит как 5W. Эти символы позволяют судить о минимальных температурах, при которых масла сохраняют вязкость, оптимальную для двигателей. В данном случае температурные показатели одинаковы.

В соответствии с классификацией SAE, для масел 5W-30 и 5W-40 существуют следующие ограничения:

  • Минимальная температура, при которой смазочная жидкость прокачивается по каналам, составляет –35 °С.
  • Безопасный запуск двигателя возможен при температуре не ниже –30 °С.

Производитель же рекомендует избегать эксплуатации транспортного средства, в двигатель которого залито масло 5W-30 и 5W-40 при температуре –25 °С. Это означает, что зимой оба типа масла обеспечивают равнозначную степень защиты силового агрегата, т. е. являются взаимозаменяемыми.

Что лучше для лета

В теплое время года, когда температура воздуха, а значит и температура в двигателе, значительно выше, проявляются основные отличия масла 5w30 от 5w40. Именно в этом случае вопрос о том, какой из двух типов масел выбрать, становиться наиболее актуальным.

Максимальная температура воздуха, при которой рекомендуется использовать ГСМ с маркировкой 5W-30, составляет +35℃. Для 5W-40 это значение несколько выше и составляет +40℃.

Что на практике означают эти цифры? Масло 5W-40 имеет бОльшие показатели вязкости и образует достаточно плотную защитную пленку при более высокой температуре.

Для большинства современных автомобилей это безусловный плюс. Их двигатели в состоянии работать с вязкими ГСМ. Однако ориентироваться, в первую очередь, стоит именно на требования производителей, так как:

Если показатель вязкости выше рекомендованного, образуется более плотная пленка, на которую не рассчитаны рабочие зазоры в двигателе. В результате масло не «обтекает» все узлы ДВС, а значит, не защищает некоторые его элементы.

Это приводит к быстрому износу деталей, повышению температуры в двигателе, повышенному потреблению топлива. В конечном итоге это может привести к выходу мотора из строя и к дорогостоящему ремонту.

Если показатель вязкости слишком низок, плотность пленки будет недостаточной, а значит она не сможет эффективно предотвращать износ элементов двигателя и защищать от трения. В результате вы сможете получить все негативные эффекты из предыдущего пункта.
Вывод 3:

В летний период стоит заливать масла 5W-40, но только при условии, что они рекомендованы производителем мотора вашего авто. Если в инструкции указан конкретный тип масла, предпочтение стоит отдать именно ему.

Что выбрать для двигателя с пробегом, 5W-30 или 5W-40

Моторы, которые имеют значительную выработку, отличаются от новых двигателей увеличенными зазорами в цилиндропоршневых группах. Масло должно полностью заполнять их, чтобы при движении цилиндров не возникало сухое трение.

С этой задачей лучше справится масло 5W-40, которое при высоких температурах имеет меньшую текучесть и медленнее стекает с поверхностей. Оно создает более толстую масляную пленку, что особенно важно для моторов с большим пробегом, превышающим 200-300 тысяч километров.

Автомасло 5W-30 в этом случае будет менее предпочтительным. Такая жидкость будет слишком текучей при рабочих температурах, из-за чего зазоры между поршнями и стенками цилиндров не будет полностью заполняться смазочным материалом. Это увеличит риск локальных разрывов масляной пленки, что приведет к сухому трению и перегреву трущихся деталей двигателя.

Можно ли смешивать 5W-30 и 5W-40

Смешивание моторных масел, отличающихся по характеристикам, составу и марке, в большинстве случаев нежелательно. 5W-30 и 5W-40 имеют разные присадки и при смешивании неизбежно вступят в реакцию друг с другом, что едва ли пойдет на пользу двигателю.

Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Если у автомобиля нет проблем с двигателем, то никакого немедленного эффекта не будет, но и ездить с таким «миксом» на постоянной основе — не лучшая идея.

Но в некоторых ситуациях, когда необходимо срочно долить смазочную жидкость в мотор, чтобы не допустить масляного голодания ДВС, это допускается – например, если вы обнаружили течь в дороге и вынуждены обращаться за помощью к другим водителям, у которых может оказаться масло другой вязкости.

Необходимо, чтобы оба автомасла имели одинаковую основу (синтетика или полусинтетика). Также желательно, чтобы были выпущены одним производителем. При смешивании масел 5W-30 и 5W-40 итоговая вязкость и морозостойкость «двухкомпонентной» жидкости будет зависеть от пропорций смеси.

Например, если лить в двигатель автомасла 5W-30 и 5W-40 в соотношении 90:10 соответственно, то итоговая смесь по характеристикам будет близка к 5W-30.

При первой же возможности необходимо сразу же слить смешанный состав, сменить масляный фильтр и залить уже однородное масло.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.