Сравниваем моторные масла 5w40: цена, качество

Сравниваем моторные масла ↑

Для используемого в российских условиях автомобиля моторные масла типа 5w40 являются лучшими из всех возможных вариантов смазочных материалов, которые обеспечивают двигателю и достаточно простой холодный пуск, и надёжную смазку деталей при высоких температурах, и минимизацию потерь на трение. С их помощью ресурс силового агрегата заметно увеличивается. Однако ассортимент масел на сегодняшний день настолько широк, что выбрать конкретную их марку будет непросто. Для облегчения этой задачи стоит провести сравнение нескольких популярных материалов и, по его результатам выбрать лучший из них.

Выбор марок для использования ↑

Перед тем, как определить, какие марки будут участвовать в исследовании, следует рассмотреть основную классификацию синтетических моторных масел, которой пользуются на сегодняшний день. В первую очередь, такие материалы делят на 3 группы:

  • третья (III) включает в себя базовые масла, имеющие высокий уровень вязкости и получаемые путём использовании гидрокрекинга. Чаще всего их называют синтетическими, хотя используется и термин «полусинтетические» или «гидросинтетические». Как правило, стоят дешевле всего и не допускаются автоконцернами к использованию на своих авто. Впрочем, это не значит, что пользоваться ими не стоит;
  • в четвёртую группу (IV) входят вещества, получаемые из бутилена и этилена. Они уже полностью соответствуют названию «синтетических» и характеризуются высоким уровнем вязкости;
  • для пятой (V) группы сырьём служат растительные компоненты типа рапсовых или кокосовых культур. Они стабильнее всех остальных (за счёт чего работают дольше), однако, и стоят дороже.

Масла каждой группы имеют ряд характеристик (экономичность, экологичность и защита), благодаря преимуществу которых над другой продукцией их выбирают потребители. Чтобы сравнить их, были взяты 7 более или менее популярных марок – причём, для чистоты эксперимента, разных ценовых категорий, фирм-производителей и даже стран. Из отечественных моторных масел выбор пал на «Лукойл-Люкс», «Роснефть-Premium», ТНК-Magnum и «ТОТЕК-Астра Робот». Импортные продукты подобрали не только по месту выпуска, но ещё и с отличающимися основами:

  • из масел синтетического происхождения было взято японское ENEOS Gran-Touring;
  • из гидросинтетических – немецкое MANNOL Extreme;
  • из эстеровых выбрали знаменитую бельгийскую марку Xenum X1.

Ход эксперимента ↑

Эксперимент проводился в течение 10 моточасов на специально предназначенном для этого стенде с установленным двигателем. Это примерно соответствует 700–1000 километрам, которые проехала бы машина с залитым мотор маслом каждой марки. В реальных условиях такое расстояние средний отечественный автомобилист проезжает за 2 недели.

Все тестируемые продукты были зашифрованы, для того чтобы во время испытания понять, где именно находится конкретная марка, было невозможно. После отработки в моторе путём лабораторных исследований были проверены свойства образцов и сделаны заключения. По результатам эксперимента и их сравнения были выявлены пять лучших масел по возможности защитить детали двигателя в экстремальных условиях, мощности, экономичности, экологичности и параметрам холодного пуска.

Экономичность ↑

Экономичность масла определяется проще всего. Для этого нужно было всего лишь определить, сколько топлива было сэкономлено при использовании смазочного материала за время одного стандартного цикла испытаний. Как и предполагалось, лучшие показатели были выявлены у эстерового масла – Xenum X1. В сравнении с эталонным образцом экономия бензина составила почти 9%. Впрочем, высокая экономичность марки указывается и самим производителем, размещающим информацию об этом на этикетке канистры. При этом второе и третье места заняли отечественные продукты – «Лукойл-Люкс» и ТНК-Magnum, получившие, соответственно, 8 и 7 процентов экономии.

Показатели мощности ↑

Максимальная мощность, которую выдал двигатель на стенде, на 3% превысила показатели при использовании эталонного образца. А помогло увеличить характеристики мотора масло MANNOL Extreme. Не справившись с задачей стать первым по экономичности, продукт стал лидером по достижению максимальной мощности. Ведь для улучшения работы двигателя материал должен быть как можно более вязким, а именно этим и характеризуется немецкий продукт, заметно опережая по этому показателю ближайших соперников – масла «Лукойл» и «Энеос», занявшие, соответственно, 2-е и 3-е места.

Экологичность продукта ↑

Показатели экологичности оценивались по содержанию в маслах фосфора и серы, а также токсичности газов, выделившихся в ходе сравнения. Стандарты, созданные зарубежными автопроизводителями для своих машин, предусматривают, что фосфора в маслах должно содержаться не более 0,08%, серы – до 0,2 процента.

Исследования отработавшего положенный срок масла показали, что 0,2 процента серы не оказалось ни у одного из них. Хотя это может быть вполне допустимо. Ближе всего к норме оказались масла ENEOS и Xenum. Российская продукция показала превышения почти в 2 раза, так же как и MANNOL. По содержанию фосфора тоже лидируют моторные масла из-за рубежа – импортные производители больше ориентированы на экологию.

Токсичность материалов определяли по косвенному параметру – температуре вспышки, с повышением которой количество летучих элементов уменьшается. Также определённое влияние на количество попадающих в воздух вредных веществ оказывает показатель толщины масляной плёнки, зависящий от вязкости при высоких температурах. Максимальная температура вспышки зарегистрирована во время эксперимента у «ТОТЕК» и Xenum. И в том, и в другом случае она превышает 245 градусов. При этом и вязкость, и, соответственно, толщина плёнки имеют оптимальные значения.

Учитывая лидерство сразу по двум параметрам – содержанию фосфора и серы и высокой температуре вспышки – победителем категории становится X1. Следующим по экологичности идёт ENEOS. И, наконец, третье место у «ТОТЕК».

Защита в экстремальных условиях ↑

В нормальных условиях все масла защищают узлы двигателя практически одинаково – иначе просто не выдержали бы конкуренции. Однако в экстремальных условиях поведение смазки может отличаться. Для проверки параметров защиты в таких ситуациях во время эксперимента были смоделирована предельные уровни нагрузок и определена реакция плёнки. При этом было учтено изменение вязкости масла при высоких температурах – ведь для нормальной работы в перегретых узлах масляный слой в них должен быть соответствующей толщины.

Оказалось, что лучшую защиту при больших нагрузках обеспечивают именно те масла, которые проиграли остальным по экологичности. Это вполне объяснимо – именно высокое содержание фосфора и серы позволяет смазке сделать деталь более защищённой. При использовании же масел 5w40 зарубежного производства, с меньшим содержанием присадок, срок службы двигателя будет меньшим. А победителями в категории стала, соответственно, продукция «Роснефти» и «Лукойла».

Параметры холодного пуска ↑

Критериями определения лучших масел в этой категории брали:

  • величину силы трения в двигателе во время его запуска;
  • температуру, при которой начинает поворачиваться коленвал;
  • температуру, требуемую для застывания масла.

Лучшие показатели при сравнении были выявлены у марки Gran-Touring. В то время как на втором и третьем местах оказались масла от «Роснефти» и «Лукойла».

Выводы ↑

Как показал эксперимент, результаты отечественных и импортных марок масел не слишком отличаются друг от друга. И, даже при разной стоимости продукции, в одной из категорий часть смазочных материалов оказалась лучше, в другой – хуже. Например, масла типа MANNOL и ENEOS, лидирующие по увеличению мощности двигателя, естественно, оказались при этом менее экономичными. В то время как у продуктов с не самыми критическими значениями в каждой из категорий, таких как «Лукойл», показатели, в целом, нормальные по всем параметрам.

Выводы по результатам эксперимента можно сделать примерно следующие:

  • лидерами по большинству параметров являются эстеровые и полностью синтетические продукты;
  • зарубежные моторные масла лучше отечественных по экологичности, однако, уступают по защитным свойствам;
  • российские материалы в среднем дешевле, и при этом ненамного хуже (а иногда и лучше) по параметрам.

Места и характеристики участников исследования ↑

  1. ENEOS Gran-Touring, японский синтетический продукт. Средняя стоимость – от 1800 до 2200 руб. за четырёхлитровую канистру. Позиционируется на родине как лучшее масло в Японии. Ориентировано на двигатели, работающие только на бензине. Способно увеличивать мощность двигателя, обеспечивает неплохие параметры холодного пуска, содержит минимум фосфора и серы. Хотя при этом продукт нельзя назвать дешёвым, а в экстремальных условиях он работает хуже конкурентов. Приобретая ENEOS, следует знать, что хорошим качеством обладает только масло, выпущенное в Японии. Корейские аналоги даже под тем же названием имеют показатели намного хуже, из-за чего отсутствуют в списке материалов, допускаемых для использованияв своей продукции мировыми автопроизводителями.
  2. Xenum X1 Ester Hybrid Synthetic, эстеровый продукт из Бельгии. Рекомендовано к использованию компаниями «БМВ», «Мерседес» и «Фольксваген». Канистру на 5 литров можно приобрести за 3–3,3 тыс. рублей. Заслуженно входит в тройку лидеров, доказывая, что эстеровые масла являются одними из лучших. Отличная мощность, неплохие показатели пуска и превосходные экологичность и экономичность. Впечатление портит лишь сравнительно невысокие результаты в эксперименте, сымитировавшем экстремальные условия.
  3. «Лукойл-люкс». Несмотря на российское происхождение, в списке марок автомобилей, где допускается применять продукт, находятся «Мерседес», «Порше», «Фольксваген», «БМВ» и даже «Опель». Средняя стоимость четырёхлитровой канистры – от 1000 до 1200 руб. Является лучшим среди всех отечественных моторных масел типа 5w40. Занимает второе место по энергосбережению и имеет неплохие показатели во всех остальных категориях, нигде не оказавшись на последнем месте. Преимуществами можно назвать невысокую стоимость, среднюю летучесть и отличную защиту в экстремальных условиях. Однако при этом продукт содержит повышенное количество примесей серы, что снижает его экологичность и не соответствует европейским требованиям.
  4. Ещё один отечественный продукт, «Роснефть Premium». Допущено к использованию на автомобилях Mercedes-Benz, BMW, Opel и VW. Средняя цена за 4 литра – 1000–1100 руб. Такую стоимость никак нельзя назвать высокой. Более того, она ниже, чем у всех остальных рассматриваемых масел. На фоне лучших защитных свойств продукта это не может не радовать. А по параметрам холодного пуска материал занимает второе место.
  5.  «ТНК Magnum». Изготавливается в России и имеет допуски от компаний VW, GM, BMW и “Мерседес-Бенц». Продаётся по цене от 800 до 1000 руб. за канистру (4 л.). Имеет высокие моторные показатели и низкотемпературные свойства. Обеспечивает низкие потери при трении. Не является ни лучшим, ни худшим в каждой из категорий, за счёт чего занимает достойное для такого недорогого материала место в рейтинге.
  6.  «ТОТЕК Астра Робот». Поставщики предлагают канистру объёмом 4 литра за 2250–2500 руб. Несмотря на высокие свойства защиты, низкую летучесть и приемлемые экологические показатели, продукт оказался на предпоследнем месте. Причиной этого стала сравнительно высокая цена и, что характерно для выпускаемых в РФ масел, повышенный процент серы в составе. Кроме того, ведущие автопроизводители не присвоили «ТОТЕК Астра Робот» свои допуски.
  7. MАNNOL Extreme Synthetic. Допускается для применения в продукции Volkswagen и Mercedes-Benz. Стоит около 1500–1700 руб. за 4 литра. Показатели масла неоднозначные – с одной стороны по способности добавить мощности двигателю, а, значит, и скорости автомобилю оно лучшее среди всех продуктов, для которых проводилось сравнение. С другой стороны фосфора и серы в нём почти столько же, сколько и в отечественных марках. При этом цена, которая ещё несколько лет назад была ниже, чем даже у ТНК Magnum, сейчас повысилась, убрав одно из немногих преимуществ «Маннол».

Конечно, результаты обзора и сравнения масел нельзя считать единственно верными, тем более что в двигателях разных автомобилей они могут вести себя по-другому. Однако сделать на основании этой информации какие-то выводы для себя и выбрать наиболее подходящие параметры смазочного материала вполне допустимо.

Автоэксперт: Юрий Запорожец

Вам будет интересно