Рейтинг синтетики SAE5W40: верить или нет?

Автомобилей для моторов, которым производителем рекомендовано всесезонное масло с индексом SAE 5W40, сейчас подавляющее большинство. По спецификации Ассоциации Американских автомобильных инженеров смазка с таким индексом имеет предельные низкотемпературные режимы проворачиваемости и прокачиваемости равные -30 и -35°С соответственно. Отечественная и зарубежная промышленность выпускает широкий спектр моторных масел с таким индексом, но для некоторых моделей машин производитель рекомендует использовать смазки исключительно на синтетической основе для обеспечения оптимального режима работы двигателя.

По какому принципу выстроен рейтинг синтетики? ↑

Для того чтобы объективно оценивать и сравнивать качество различных моторных масел, необходимо прежде всего хорошо знать, кто их производитель. На мировом рынке свои позиции давно и надежно закрепили такие компании, как Mobil, Shell и LiquiMolly, имеющие развитые оптовые и розничные центры торговли, и большое внимание уделяют качеству сервиса. Что еще, кроме хорошо продуманной маркетинговой политики, делает продукцию этих крупнейших производителей смазочных материалов и присадок столь популярной? Для того, чтобы держать высокий рейтинг на мировом рынке не достаточно одной рекламы и PR. Признание потребителя необходимо заслужить.

Развитие автомобильной промышленности и создание высокооборотных мощных двигателей привело к появлению более жестких требований к составу моторных масел. Разработка присадок для синтетических основ моторных масел требует проведения дорогостоящих испытаний и штата высококвалифицированных инженеров и химиков. Позволить себе это могут только крупнейшие химические концерны с большим капиталом.

Не так много существует компаний, способных осуществить весь цикл получения высококачественных смазок своими собственными силами, начиная от синтеза основы и заканчивая введением присадок. Нельзя упрекнуть и те компании, которые используют уже готовую основу, и делают акцент на исследованиях и экспериментах с различными добавочными компонентами.

Более мелкие компании используют в своей продукции уже готовые решения по составу присадок, и по сути, занимаются тем, что вводят в основу масел известные компоненты, улучшающие их антифрикционные и защитные свойства. Чаще всего продукция этих фирм распространяется на местных рынках и редко пользуется экспортной популярностью.
Есть еще один фактор, который может повлиять на объективность результатов оценки моторных масел рядовым автолюбителем — это контрафакт или подделка. Чаще всего, как известно, подделывают продукцию известных производителей, тем самым дискредитируя доверие покупателей.

Для того чтобы построить собственный рейтинг синтетики в категории 5w40 необходимо убедится прежде всего в том, что сравниваемые образцы масел являются оригинальным продуктом, а не подделкой. Для этого рекомендуется посетить сайт производителя и подробно ознакомится с описанием продукта и особенностями его упаковки. Не лишним будет сопоставить штрих коды. Некоторые крупные компании для борьбы с подделками размещают дополнительную информацию о том, как не стать жертвой злоумышленников.

После определения списка масел, как оценивать их качество? Ответ на этот вопрос автолюбитель может получить только после вскрытия двигателя, отработавшего на испытуемом масле условленный цикл пробега. Увы, мало кто сейчас согласится на то, чтобы просто снять клапанную крышку, не говоря уже о том, чтобы разобрать мотор полностью.

Есть некоторые признаки, по которым можно судить о состоянии проработавшего некоторое время масла, но они не позволяют полноценно рассуждать о взаимодействии смазки с частями двигателя. Так значительное потемнение масла не может рассказать нам о том, как выглядят стенки цилиндров или шатунные вкладыши. Большинство автолюбителей, в выборе моторных масел привыкли руководствоваться рекомендациями «авторитетных» интернет-изданий, но не всегда подобные рекомендации являются достоверными или полезными. Иногда бывает так, что топовое масло просто отсутствует в продаже в каком-либо регионе или его цена существенно завышена, и тогда выбирать не приходится.

Проверяем сами ↑

Объективные сведения по вопросу качества моторного можно получить у автомехаников-мотористов. Опытный мастер может сказать, насколько хорошо сохранился двигатель, какова степень износа трущихся поверхностей. На основании этого и при условии, что использовалась постоянно одна и та же марка заливаемого масла (с соблюдением периодичности замены) можно судить о качестве смазки. На что особо следует обратить внимание, так это на количество и характер нагара и отложений на внутренних поверхностях мотора. Логичнее всего предположить, что в исправном двигателе хорошее масло, обладающее моющими, диспергирующими и другими полезными свойствами не будет оставлять значительного слоя отложений, в то время как низкокачественные масла с плохо сбалансированными присадками могут оставлять после себя много шлаков и значительный лаковый нагар.

Не будет секретом ни для кого, что рейтинг масел очень часто бывает проспонсирован его лидером. Реклама в сети и завышенные цифры направлены на разогрев интереса автолюбителей. К примеру, в одной из рекламных компаний известной марки моторного масла было сказано об экономии топлива до 5%, при использовании их продукции.

Действительно, свежезалитое современное моторное масло в двигателе нового (!) автомобиля будет способствовать уменьшению расхода топлива, но не более чем на 2%. Более высокие цифры были получены в идеальных лабораторных условиях на испытательных двигателях, а не при реальном дорожном пробеге автомобиля. На машинах с большим пробегом заявленная производителем энергосберегающая функция масла может себя совершенно не проявить.

Какой рейтинг будет справедливо отражать ситуацию?
Стоит различать сугубо технические критерии сравнения и коммерческие. Собирая статистику по объемам продаж тех или иных масел, и проводя сравнительный анализ, мы узнаем только о самых покупаемых продуктах, однако учитывая особенности менталитета соотечественников, ни в коем случае нельзя думать, что самое активно покупаемое масло является лучшим. Скорее оно окажется самым выгодным по соотношению цена/качество.

Изучая в интернете очередной рейтинг всесезонных синтетических смазок, следует задуматься прежде всего о его источнике и обратить внимание на методологию исследований Сейчас в интернет-сообществах автолюбителей стало популярным проведение собственных «исследований» и научных изысканий на эту тему. Большинство авторов подобной статистики не имеют даже высшего технического образования для того чтобы судить о том, какое масло обозначить как №1, а какое вписать последним.

Эксперты иногда придумывают собственные критерии, по которым можно судить о качестве смазки, например, выстаивая ее на морозе и выкладывая в сеть фотографии перевернутых баночек с маслом, дабы показать, какое масло стекает вниз быстрее. Каким рейтингам и статистикам тогда остается верить? Независимые экспертные исследования моторных лубрикаторов на высоком уровне проводятся очень редко, и не всегда охватывают полный перечень масел. К тому же очень часто производители выпускают на рынок новые сорта масел, и результаты исследований можно считать устаревшими на этот момент.

Технические подробности, которые можно встретить в полноценных сравнительных обзорах могут включать в себя характеристики как:

  • температуру вспышки/кипения;
  • плотность;
  • щелочное число.

Хорошие технические исследования подкрепляются различными графиками, отражающими повышение кислотности масла за определенный период и изменение его вязкостно-кинематических свойств в процессе наработки моточасов.

При более или менее обстоятельном подходе к сравнению масел учитываются многие критерии. Здесь важна и текущая степень износа тестовых моторов и температура, при которой проводились сравнения. Вот простой пример, когда результаты сравнения можно смело аннулировать: В шатун одного из цилиндров был неправильно запрессован палец, который спустя некоторое время стал сдвигаться в сторону, и срезал глубокую риску в цилиндре. Через эту риску в картер попадали отработанные газы, и масло быстрее чем обычно потеряло защитные свойства присадок, повысилась его кислотность. Вполне вероятно, что испытуемое масло могло оказаться достойным первого места в рейтинге, если бы не дефект цилиндра.

Автолюбителям можно порекомендовать составить свой собственный объективный рейтинг с учетом следующих параметров:

  • модель автомобиля;
  • региональный ассортимент смазок;
  • информация от автомехаников (о которой говорилось выше);
  • бюджет.

Во-первых, производитель любой машины всегда четко прописывает в руководстве по эксплуатации, что можно/нужно заливать. Эти параметры ограничат область рейтинговых исследований, скажем до рекомендованного класса вязкости SAE 5W40.

Далее, нужно потрудится и составить список всех доступных на данной территории синтетических смазок с этим индексом включая цены, их может набраться с десяток. Затем, следует пообщаться с сотрудниками автомастерских, чтобы узнать у них, на какой марке масла ездили автомобили с самыми чистыми двигателями. Чем больше специалистов поделятся с вами информацией, тем лучше. Список после этого должен сократиться до нескольких наименований. В конце концов, мы располагаем полученные данные в порядке убывания (возрастания) цены за 1 л, и получаем довольно достоверный рейтинг моторных масел для своей машины. Проверить и сопоставить полученные результаты можно пообщавшись с владельцами аналогичных машин. Зачастую, автолюбители проживающие в одном небольшом городе, ограничены в выборе и знакомство с журнальными рейтингами для них не имеет большой практической пользы.

Делаем выводы. Оказывается, вполне можно самим найти ту самую золотую середину и не тратить лишних средств, покупая дорогие масла, а может оказаться, что текущая экономия уже скоро даст о себе знать, и при капитальном ремонте двигателя обнаружится насколько «дружелюбным» было недорогое масло к деталям мотора.

Вам будет интересно