Тормозная жидкость DOT 4: эксплуатационные особенности и разновидности

Что мы знаем о тормозной системе автомобиля? Для обыденного человека ответить ничего, кроме предназначения в виде периодического снижения скорости движения. А вот автомеханик поведает намного больше. В современных транспортных средствах особое внимание уделяется системе безопасности — тормозам. Машины становятся быстрые, красивые, динамичные, приёмисты, требуют больше внимания при вождении.

«Главное не формы, а содержание». Крылатая фраза давно знакома многим. В данном случае применительно к тому, что от качества компонентов зависит безопасность. Развитие инженерных технологий привело к установке керамических тормозных суппортов. Это позволило продлить срок эксплуатации, сократить путь остановки за счёт способности выдерживать критические температуры и экстремальные нагрузки. Участники дорожного движения, пешеходы чувствуют себя уверенней. Но особое внимание уделяется «движущей силе», которая втискает керамические колодки в металлический обод – тормозной жидкости. О последней поговорим подробнее.

Экскурс в этимологию ↑

Задать вопрос о происхождении слова DOT. Преобладающее большинство автолюбителей не даст верного ответа. Корни уходят далеко в США, Департамент транспорта. Ничего проще «американцы» придумать не могли, как назвать разработку DOT — Department of transport.

Понятие и разновидности в обиходе ↑

литровая бутылкаТормозная жидкость (далее ТЖ) – специальная химическая основа из нефтепродуктов, предназначенная для передачи механического давления от цилиндра к колодкам. За столь длительную «жизнь», в продаже появилось модификации, разновидности: DOT — DOT 5.1. На рынке представлена продукция отечественного и иностранного производителя Росдот и DOT, соответственно. Стандартизация смазок идентичная, разница в стоимости, модификациях компонентов.

Химические и физические свойства:

  • низкий коэффициент сжимаемости;
  • пиковая температура кипения. Чем выше точка нагрева, тем эффективнее работа узла;
  • вязкость;
  • обладание антиразрушительными свойствами;
  • минимальный показатель накопления влаги (абсорбция);
  • полная химическая нейтральность при взаимодействии с резиновыми изделиями.

Различия между ТЖ ↑

  1. класс ТЖ DOT 3 — матрица всех основ. Главным недостатком является содержание гликоля, удешевляемого стоимость, но увеличивающего гигроскопичность. Итог, повышение абсорбции, снижение температуры кипения, минимальная эффективность при нажатии на педаль;ассортимент
  2. класс 4: на данном этапе появился дополнительный компонент в виде борной кислоты. Химический реагент благоприятно влияет на влагу, нейтрализуя её. Эффективность ТЖ повышается за счёт абсорбции, а значит, срок эксплуатации удлиняется. Смазка данного класса наиболее популярна и востребована. Свойства, проверенные годами;
  3. класс 5.0, 5.1, второе название — силиконовая смазка: современный вариант ТЖ, предназначенной для использования в высокоскоростной технике, гоночном автотранспорте, мотоциклетных агрегатах. Высокая температура кипения – главная «изюминка» продукта.

Совет: Можно ли смешивать между собой? Все классы совместимы между собой. Но следует знать одно правило, высший класс можно смешивать с низшим, наоборот – нет. К примеру, в DOT 3 можно долить 4 и 5 класс. Смешивание наоборот приведёт к выходу системы со строя, профилактикой, ремонтом. Известны случаи заклинивания механизмов. Не рискуйте, и не пытайтесь перехитрить судьбу. Помните, что каждый водитель в ответе за жизнь пассажиров.

Несколько слов о Роса ДОТ-4 ↑

Отечественный продукт чаще всего встречается в маркировке DOT 4. Соответствует требованиям и стандартам уровеньТУ 2451-004-36732629-99. В составе различные компоненты, среди которых полиэфиры, антикоррозионные присадки, абсорбенты. Инженеры сумели довести показатели кипения до максимальных: 260°С в сухом виде, 170°С в мокром. В данном контексте следует понимать новую смазку и проработанную некоторое время в системе. Тормозная жидкость ДОТ 4 способна полноценно работать в таком диапазоне температур: от — 45°С до +55°С.

Зачастую на прилавках встречается модификация РОСА-2С. Многих владельцев она вводит в недоумение. Не стоит бояться, это не подделка. Всего лишь вариант для Крайнего Севера. Кто сталкивался, тот знает, как оно там «тепло». Производитель разливает продукцию в ёмкости объёмами 0,455л./0,910л./20л./50л./216л. Средняя цена от 150 рублей за пол-литра.

Помимо вышеперечисленных вариантов, встречаются «Томь», «Нева». Также отечественные ТЖ. Учитывая то, что они разрабатывались по технологиям и стандартам бывшего СССР, смешивать с пятым классом категорически запрещено вообще.

Эксплуатация и прочие нюансы ↑

Согласно данным официального производителя, срок использования составляет три года с момента покупки. Обязательно следует смотреть маркировку на фронтальной части полиэтиленовой упаковки. Просить предоставить сертификат качества на ТЖ у продавца-консультанта. Для посредников: хранить только в тёмном месте, без прямого попадания лучей солнца. Крышка должна быть плотно завинчена, наклейка припаяна к горловине. Промыть обильным количеством воды при попадании ни кожу.

         Характеристика DOT четвёртого поколения:

  • высокий показатель кипения;
  • химическая стойкость к критическим перепадам температур;
  • вязкость;
  • «нейтральность» к резиновым втулкам, уплотнителям;
  • антиокислительные свойства;
  • антикоррозионные показатели;
  • совместимость с низшими классами;
  • небольшая агрессивность на кожу человека.

Приобрети продукцию можно в специализированных автомагазинах, салонах, авторынке. В любой точке продаж будьте особо внимательны, остерегайтесь подделок. От качества содержимого зависит жизнь водителя и пассажира (-ов).

Сроки замены ТЖ ↑

Средний моторесурс составляет 15-20 тыс. км. пробега. Но, в зависимости от условий эксплуатации, стиля и манеры вождения, длительность может быть изменена в ту или иную сторону. Конкретный срок следует смотреть в инструкции по использованию транспортного средства. В иномарках проверка и замена осуществляется на третьем ТО. Послегарантийное обслуживание проводится спустя 12 – 15 тыс. км. пробега.

Самостоятельная промывка ↑

Ничего сложного в тормозной системе вовсе нет. Залить новую жидкость можно своими силами, без поездки в сервис. Необходимо:

  1. купить достаточное количество жидкости в магазине; доливка
  2. загнать автомобиль на смотровую яму, эстакаду для удобства доступа;
  3. приготовить ветошь, набор инструментов, пустую ёмкость объёмом 3-4 литра для слива отработки;
  4. в зависимости от типа автомобильной марки, работы можно проводить со смотровой ямы или поочерёдно отвинчивать каждое колесо;
  5. с помощью помощника, нажимаем на педаль тормоза, а в это время отвинчиваем спускной клапан на тормозном суппорте.
  6. с помощью систематических действий спустить приблизительно четверть объёма с каждой стороны. Параллельно следует доливать новую ТЖ в расширительным бачок не выше отметки «Max» и не ниже «Min».

После завершения процедуры обязательно прокачайте тормоз перед началом движения. Категорически запрещён выезд без прокачки. Вероятность неработоспособности тормозов высока. Убедившись в исправности можно приступать к движению.

В завершение, хочется ещё раз напомнить владельцам о необходимости покупки оригинальных продуктов, сертифицированных на отечественном и мировом рынке. Только так можно быть уверенным в «завтрашнем дне». Опытные автомобилисты рекомендуют, независимо от марки авто, раз в неделю проверять уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости в расширительных бачках. При нехватке обязательно долейте. Успехов вам. Будьте осторожны на дорогах, уважайте встречного участника дорожного движения.

Автор:  Максименко Игорь

Вам будет интересно