При выборе подходящего моторного масла автомобилисту приходится сталкиваться с различными обозначениями. Среди них – классификации по ACEA, SAE и API. Одной из самых популярных маркировок является цифробуквенное обозначение типа 5w-40 или 5w-30, которое производители указывают прямо на канистрах, а продавцы в прайсах.
Моторные масла являются одним из основных расходных материалов, используемых в автомобиле. Выполняя свои основные функции, они способны обеспечить заданный ресурс силового агрегата. От выбора правильного масла зависит ресурс двигателя, а, значит, и расходы на ремонт автомобиля в целом.
Вязкость моторных масел
Главная задача подходящего моторного масла – повышение эффективности работы ДВС в различных температурных условиях. Для этого вязкость смазки должна иметь оптимальное значение, позволяющее двигателю запускаться и работать при любой погоде, а маслонасосу – прокачивать смазку по системе.
Параметр определяется производителями транспортных средств для конкретных моделей по величине температурного предела во время проведения соответствующих испытаний.
Вязкость должна находиться в определённых пределах:
- не меньше уровня, необходимого для запуска мотора;
- не больше показателя, указанного в паспортных данных на автомобиль.
Недостаточное значение показателя вязкости (смазка слишком жидкая) приводит к быстрому износу деталей и появлению стука гидрокомпенсаторов, в результате чего машина быстрее окажется в автосервисе.
Слишком вязкий (чересчур густой) смазочный материал, наоборот, снижает мощность силового агрегата. При этом элементы двигателя изнашиваются меньше, но расход топлива увеличивается.
Границы, в которых должна находиться характеристика вязкости, непостоянны. Они зависят от таких факторов, как температура, состояние мотора и пробег транспортного средства. А ещё при выборе нужного масла для конкретного авто требуется руководствоваться рекомендациями его производителя.
Расшифровка значения 5W-40
Обозначение типа 5w-40, указанное на канистре моторного масла, определяется согласно международной системе, включающей в себя набор изменений параметров вязкости в зависимости от температурных изменений.
Спецификация SAE или Society of Automobile Engineers (общество Автомобильных Инженеров, американская организация, занимающаяся вопросами управления и обслуживания транспорта любого типа, от автомобилей до самолётов) представляет собой международный стандарт, регламентирующий характеристики смазочных материалов.
Выразить её показатели в каких-то определённых единицах получается далеко не всегда, однако, расшифровка обозначения позволяет разделить смазки на три типа:
- Зимние масла, обеспечивающие холодный пуск силового агрегата при низких значениях температур. Однако летом такое масло малоэффективно и не обеспечивает достаточный уровень смазки.
- Летние, надёжно смазывающие мотор при высокой температуре окружающей среды. Зимой ими пользоваться не рекомендуется, так как в мороз материал не обеспечивает «холодного запуска».
- Всесезонные масла. Универсальный вариант, обладающий характеристиками зимних смазок при низкой температуре и летних – при высокой.
Для каждого из вариантов моторных масел существует своя маркировка – чем больше цифры, тем выше вязкость при отрицательных (для зимних марок) или положительных (для летних) температурах.
Если масло обозначают всего лишь одним числом (например, SAE 20 или 40), значит, оно предназначено для использования в летнее время. Зимний вариант можно опознать по добавленной в конце обозначения литере W (Winter). Такие масла обычно менее густые.
Маркировка универсальной полусинтетической смазки включает в свой состав не только букву W, но и 2 цифры, показывающие её характеристики при разных температурах. Например, для масла 5w-40 значения означают совмещение свойств зимнего варианта SAE 5w и летнего SAE 40.
Подобрав оптимальное значение параметров для двигателя, можно увеличить срок его службы, постоянно используя один и тот же материал на протяжении всего года.
Рассматривая маркировку для масел SAE 5w-40, можно увидеть сразу два показателя:
- цифру 5, показывающую минимальную температуру в градусах, для которой возможно нормальное перекачивание смазки маслонасосом и прокрутка двигателя в момент запуска;
- вторую цифру, 40, показывающую вязкость для моторного масла при нагревании мотора. Чем выше это значение, тем гуще смазка.
Для показателя после литеры W в маркировке масла точную расшифровку обеспечить нельзя. Он представляет собой сборную характеристику, связанную с густотой смазок в диапазоне рабочих температур от 100 до 150 градусов.
Непросто определить и то действие, которое оказывает материал на детали автомобиля – об этом знают только представители производителя транспортного средства, в паспорте которого часто указываются конкретные марки.
Например, для моделей Ford предполагается использование такого масла как 3000 X1 Formula FE 5W30 бренда Mobil Super, разработанного согласно всем требованиям стандартов, применяемых американским автоконцерном. Хотя пользоваться ей допускается и для большинства других машин – от легковых до микроавтобусов, с дизельным или бензиновым мотором.
Особенности выбора моторного масла
Выбирая подходящую смазку для своего автомобиля, стоит руководствоваться определёнными правилами. В первую очередь, стоит отметить, что высокое значение вязкости, с одной стороны, защищающее двигатель, имеет и определённые недостатки.
Поэтому выбирать желательно вариант не с такими критическими цифрами как 5W40, а более подходящие для большинства транспортных средств SAE 5W-30 или 10W-25. Не слишком густая и зимой, и летом смазка обеспечит запуск мотора в любое время года, защитит его детали от трения и позволит оптимизировать расход топлива.
[info]Совет: Выбрав смазочный материал с подходящими параметрами SAE, и пользуясь им для своего автомобиля, не стоит проводить эксперименты и менять его на другие марки. Результатом может стать ускорение износа мотора и потеря его важных характеристик.[/info]
Кроме показателей вязкости при различных температурных условиях, масла делятся ещё и по способу производства и бывают:
- минеральными, изготавливаемыми из натуральных компонентов – обычно, нефти;
- синтетическими, получающимися в результате использования искусственного сырья;
- полусинтетическими, состоящими из 2 частей – натуральной и синтетической.
Этот фактор тоже следует учитывать при выборе, так как по одной маркировке определить совместимость с мотором определённого автомобиля не получится. Большинство современных двигателей намного лучше работают на «синтетике». А для старых моторов синтетическую смазку использовать не допускается – она способна увеличить нагрузки на агрегат и ещё больше уменьшить его ресурс.
Идеальный вариант для автомобиля – полусинтетические масла (Fully Synthetic), подходящие практически для любого транспортного средства. И, хотя стоят они дороже обычных смазок, сохранность двигателя окупает все затраты.
Выводы
Выбор хороших моторных масел – достаточно сложная задача, даже если знать параметры, на которые стоит обращать внимание, и представлять, что означают такие цифры как 5w30, и как проводится их расшифровка. Тем более что ассортимент смазок с практически одинаковыми показателями постоянно растёт. И каждый производитель утверждает, что его продукция – лучшая.
Выбирать класс вязкости и конкретную маркировку по SAE можно, проконсультировавшись с представителями автопроизводителя – в дилерском салоне или в официальном автосервисе. Можно узнать о подходящем варианте для использования в автомастерской, где машина проходила техосмотр.