Вязкость масла для четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Знание того, какие процессы происходят под капотом вашего автомобиля, как взаимодействуют между собой различные компоненты силовой установки и как кинематическая вязкость смазки влияет на ресурс двигателя, будет полезно каждому автолюбителю.

Международный стандарт ↑

Sae таблица

Как и для большинства расходных компонентов автомобиля, для смазочных материалов также предусмотрена своя международная классификация.

Сообщество автомобильных инженеров (SAE) собирает и анализирует информацию об эксплуатации транспортных средств и вносит собственные стандарты, на которые ссылаются разработчики и производители смазочных материалов. Сообщество SAE появилось в начале прошлого века, к его рекомендациям прислушиваются все уважающие себя инженеры и не только автомобильной индустрии. Индекс SAE, который мы видим на упаковках, характеризует такой параметр как температурная вязкость моторного масла. Жидкие лубрикаторы способны менять свои физические свойства в широком диапазоне температур, поэтому с этим фактором всегда приходится считаться как автоконцернам, так и производителям моторных масел.

Существует таблица соответствия SAE в которой индексы сопоставляются температурным режимам. Различают режимы вязкости: высокотемпературный и низкотемпературный. Таблица приводит классы SAE начиная с 0W. Расшифровка двойного обозначения всесезонных масел, к примеру 10W-40, содержит следующую информацию:

Вязкость низкотемпературная данного масла:

  • по значению «проворачивание»: 7000мПа*с при -25°С;
  • по значению «прокачиваемость» 60000мПа*с при -30°С.

В-ость высокотемпературная:

  • Минимальная 4.1 мм2/с при 100°С;
  • Минимальная 2.9 мм2/с при 150°С (скорость сдвига 106с-1).

Подробная расшифровка индекса SAE дает специалисту нужные сведения о применимости данного масла в различных силовых установках, но рядовой автолюбитель в вопросе какой лубрикатор лить должен руководствоваться, прежде всего, указаниями производителей автомобиля.

Выбор масла ↑

Зная, что вязкость моторного масла это комплексная характеристика, которую описывает индекс SAE, многих автолюбителей интересует вопрос можно ли лить в двигатель масло синтетического производства? Индекс вязкости по SAE одинаково применим для синтетического и минерального масла. Какими бы превосходными химическими свойствами не обладала бы смазка, требования к ее физическим свойствам остаются в силе.

На морозе не завелась

Производители автомобилей в руководстве по сервисному обслуживанию всегда указывают индекс моторного масла оптимальный для данного типа двигателя. Лить или не лить рекомендованный лубрикатор каждый решает сам, но рассмотрим ситуации, когда в моторе используется неподходящая смазка.

В зимнее время года владелец автомобиля заливает по ошибке масло, индекс которого SAE 40, предполагающий летнюю эксплуатацию. Пока двигатель был еще теплый, машина нормально заводилась и ехала. Утром, при температуре воздуха -35°С, водитель не смог завести автомобиль – стартер не смог прокрутить коленчатый вал даже на несколько оборотов и аккумулятор быстро разрядился.

Смазка синтетического происхождения настолько загустела на морозе, что для запуска двигателя потребовалось отбуксировать машину в отапливаемый бокс. После зарядки аккумулятора и замены на смазку соответствующую температуре, автомобиль нормально завелся и поехал, а водитель стал более внимателен, и теперь всегда читает аннотацию на этикетке прежде чем лить непроверенную жидкость в мотор.

Другой автолюбитель, забыв какой индекс масла нужен для его двигателя, залил смазку для спортивного мотора, решив, что хуже не будет, но оказался неправ.

Вязкость моторного масла для высокофорсированных ДВС имеет иную диаграмму температурных режимов. В таких моторах смазка должна прокачиваться с максимальной быстротой и создавать надежную защитную пленку на кольцах и поршнях при сравнительно высокой температуре и оборотах. Многие думают, что получат прирост мощности, но это не так. Если в рядовой «гражданский» двигатель лить спортивное масло, то есть большая вероятность его поломки. Чаще всего недостаточная толщина смазывающей пленки при малых зазорах пары цилиндр-поршень приводит к перегреву и заклиниванию последнего иногда даже с обрывом шатунов.

Есть одно хорошее наблюдение — если автомобиль длительное время и без проблем эксплуатировался на одной и той же марке моторного масла, то двигатель к нему как бы «привыкает», что особенно справедливо для старых машин с большим пробегом.

Отдельно следует отметить, что попадание воды в смазочную систему ДВС абсолютно недопустимо, т.к. приводит к образованию эмульсии, которая не способна столь же эффективно противостоять трению. К тому же вода резко снижает качество присадок, повышая кислотность, что в свою очередь приводит к коррозии и повышенному износу.

Специфика различных двигателей ↑

У каждого поршневого ДВС есть определенные изготовителем нормы допусков по зазорам между поршнем и стенками цилиндров. Эти нормы различаются для двигателей с разной степенью сжатия, ходом поршня и рабочим объемом. Этот зазор также учитывает также наличие смазочной пленки определенной толщины.

Кинематическая вязкость смазочных материалов это еще один значимый параметр, стандартизированный по ГОСТ 33-2000/ISO 3104-94. Эта физическая величина определяет насколько быстро будет истекать смазочный материал, сопротивляясь силам гравитации. Какой смысл знать, как быстро стекает смазка? В ДВС некоторых автомобилей подача смазки в цилиндры происходит за счет ее разбрызгивания движущимся коленвалом. Если масло будет слишком быстро стекать, то оно не обеспечит оптимальной защитной пленки на поверхности движущихся частей. Кинематическая вязкость определяется с помощью вискозиметра. Для смазочных материалов кинематическая характеристика измеряется при температуре 40 и 100°С. Достоверно установить свойства текучести возможно только в лабораторных условиях. Визуально можно только наблюдать, как меняется прозрачность масла в процессе эксплуатации и его уровень — ДВС в которых оно слишком быстро расходуется, загрязняется и меняет цвет требуют ремонта.

Другие стандарты ↑

Кроме классификации по SAE, на смазочные продукты распространяются действующие стандарты Американского института нефти (API).

Api oil

Вот расшифровка применяемых буквенных индексов этого стандарта:

  • S- для сервисного(служебного) обозначения категорий масел для карбюраторных ДВС;
  • С- для моторных масел используемых в дизельных двигателях;
  • EC- масла для карбюраторных двигателей с высокой энергоэффективностью.

Подгруппы в категориях API помогают более точно определить предназначение смазки тому или иному типу транспортного средства с учетом года выпуска, типом двигателя и его мощности. Например, подгруппа API SA обозначает смазочные материалы без использования присадок, для двигателей старых моделей машин.

Заключение ↑

Рассмотрев такие параметры как кинематическая и температурная вязкость лубрикаторов ДВС, можно сделать выводы и получить ответ на главный вопрос — «что лить?».

Автоэксперт: Сергей Поздняков

Вам будет интересно