Если некоторые поломки автомобиля не так критичны, и с ними можно проехать некоторое расстояние, то заметив, что горит соответствующий указатель, сигнализирующий о падении давления масла в двигателе, нужно срочно прекратить движение.
Ехать с такой проблемой себе дороже, ведь через пару тройку километров в моторе может заклинить коленвал или поломаться иной узел. После чего мытарства по автосервисам и недешевый капремонт гарантированы.
Так что если пропало давление масла в двигателе в бензиновом или дизельном, вызывайте эвакуатор или цепляйте авто на буксир и вперед – измерять давление, разбираться и устранять причины. А чтобы правильно определить, в результате чего загорается индикатор и возможную поломку, нужно разобраться в устройстве системы смазки и функциях, выполняемых смазывающей жидкостью.
Моторное масло и его функции
Задачи смазывающей жидкости не ограничиваются только уменьшением трения работающих поверхностей кривошипно-шатунного механизма и поршней, в ее функции еще входит:
- Отвод тепла от цилиндров, поршней и из зоны картера;
- При помощи определенных присадок очистка мотора от загрязнений, возникающих в процессе его работы;
- Нейтрализация образовавшихся после сгорания топлива окислов.;
- Защита деталей мотора от коррозии.
Устройство смазочной системы двигателя
Современные авто комплектуются в основном моторами с комбинированной системой смазки, в которой к деталям более подверженным износу смазка поступает под давлением, а эксплуатирующиеся в легких условиях смазываются разбрызгиванием.
Из картера через маслоприемник и масляный фильтр насос под давлением загоняет масло в основную магистраль. Откуда по каналам блока оно поступает к шатунным и коренным подшипникам коленвала, кулачкам и опорам распредвала и поршневым пальцам.
Если предусмотрен турбокомпрессор, то в него смазывающая жидкость подается тоже под давлением. Разбрызгиванием подача масла происходит на поверхность цилиндров. Система смазки оснащена регулирующими клапанами:
Нагнетательная часть насоса имеет редукционный клапан, срабатывающий при избыточном давлении, превышающем определенный уровень и при срабатывании сбрасывающий излишек масла обратно на вход насоса.
Если фильтр засоряется, то открывается перепускной клапан, через который в систему попадает неочищенное масло.
Также система оснащена датчиком, сигнализирующим о падении давления ниже положенного, обычное его месторасположение – корпус головки мотора или блок цилиндров недалеко от фильтра. Низкое давление и срабатывание этого датчика оказались объектом нашего пристального интереса.
Почему падает давление масла в двигателе, причины
Как в бензиновом агрегате, так и в дизельном двигателе есть несколько причин, по которым загорается лампа датчика, отвечающего за давление в системе. Они подразделяются на простые неисправности, которые можно устранить без особого труда и более сложные, где без услуг моториста не обойтись.
К простым случаям, когда при прогретом двигателе горит лампочка датчика давления, можно отнести:
- Самым обыденным является недостаточный уровень масла двигателе;
- Выход из строя датчика давления;
- В систему залито масло не соответствующее по плотности, качеству;
- Засорение масляного фильтра.
Из более сложных случаев в этой ситуации можно выделить:
- Износ шатунных и коренных подшипников распредвала и коленвала (увеличенная выработка между их шейками и вкладышами);
- Неисправность масляного насоса (дефекты или износ крышки, корпуса или шестеренок);
- Проблемы в редукционном клапане насоса (попадание под клапан инородных частиц или потеря упругости, поломка пружины);
- Засорение каналов системы или сетки маслоприемника в картере мотора;
- Разжижение масла охлаждающей жидкостью или топливом.
В любом случае изначально желательно проверить давление более точным прибором – манометром.
Как проверить давление масла в двигателе
Практически во всех современных машинах при возникновении вышеописанной ситуации загорается контрольная лампочка или горит соответствующий указатель на приборной панели. Точность такой системы сомнительна, она сигнализирует лишь о том, что нет соответствующего давления в системе.
Оптимальным измерительным прибором в этом случае является простой механический манометр, оснащенный штуцером с подходящей резьбой и переходником. Такой прибор, например, ИДМ-1 можно купить в магазине, сейчас их множество или изготовить самому из обычного манометра для проверки давления в шинах.
Для изготовления нужен манометр со шкалой до 8–9 кг/см², маслостойкий шланг (можно тормозной), переходник и штуцер. Переходник чтобы можно накрутить манометр, а штуцер с резьбой соответствующей вашему датчику.
Подсоединив прибор к двигателю вместо датчика, заведя машину на манометре можно посмотреть точное давление системы смазки.
На прогретом моторе у большинства автомобилей, на холостых оборотах показатель на шкале манометра должен быть 0,65–0,8 кг/см², и не меньше. При увеличении оборотов до средних величин на прогретом двигателе манометр должен показывать значения в пределах от 3,5 до 4,5 кг/см².
При подаче максимальных нагрузок эти цифры достигают значения около 7 кг/см². Все значения даны, усреднено, точные показатели манометра для вашего авто должны быть прописаны в мануале.
Если показатели манометра совпадают с цифрами указанными в инструкции по эксплуатации, то скорей всего виновником того, что горит сигнальная лампа, является неисправный датчик, замена которого процесс несложный.
Методы устранения неисправностей
Если в пути загорается контрольная лампочка, сообщающая о падении давления смазывающей жидкости, не стоит сильно паниковать. Причины могут быть разные, остановившись, первым делом щупом следует проверить уровень масла.
Если он ниже минимального уровня, следует долить смазывающую жидкость и завести автомобиль, лампочка не горит, спокойно следуем дальше, горит – продолжаем разбираться далее.
Повышенный же уровень может свидетельствовать о попадании в поддон охлаждающей жидкости или топлива, это может быть вызвано трещинами, которые в прогретом блоке расширяются и пропускают тосол в систему смазки.
Топливо попадает в поддон, если изношены кольца поршня и увеличен зазор между ними и стенками цилиндра. В этом случае разборки двигателя – частичной не избежать. Это, конечно, не капремонт, но готовьтесь к снятию головки блока цилиндров и замене поршневых колец.
Из вышеописанного видно – вторым фактором, когда горит лампочка индикатора, может стать выход из строя соответствующего датчика. В дороге, когда под рукой нет соответствующего прибора, проверить действительно ли давление низкое, можно простым способом:
- Снять клемму с датчика и выкрутить его из блока;
- Вытянуть из катушки зажигания провод;
- Попросить попутчика стартером погонять коленвал.
Если в процессе прокручивания из отверстия, предназначенного под датчик, бьет сильная струя смазывающей жидкости, значит, давление в порядке и лампа индикатора не горит из-за поломки датчика, если нет – буксируем авто в гараж или автосервис.
Если лампочка индикатора горит из-за засорения масляного фильтра, что влечет открытие перепускного клапана, требуется его замена и смена масла.
В случае с некачественным или не подходящим по вязкости маслом, соответственно его замена, на смазывающую жидкость, предписанную для вашего авто, исправит ситуацию, если и после этого загорается лампочка индикатора, то переходим к рассмотрению более сложных неисправностей.
Далее, когда нет давления, идет по сложности устранения, неисправность масляного насоса и загрязнение каналов системы или сетки маслоприемника.
В этом случае не нужно разбирать мотор:
- При неисправности шестеренок насоса, снять его с блока и заменить новым;
- Неисправность редукционного клапана устраняется его прочисткой и регулировкой;
- Загрязнения сетки маслоприемника и каналов устраняются их промывкой при снятом поддоне картера.
Ну и самый неприятный вариант, когда горит индикатор, и нет давления в системе смазки, вызван износом коренных подшипников. Капитальный ремонт мотора со шлифовкой коленвала и установкой ремонтных вкладышей в этом случае обеспечен.
При движении не нужно забывать периодически поглядывать на приборную панель и обращать внимание на загорающиеся индикаторы и лампочки. Это может спасти от дорогостоящих ремонтов и сэкономить массу времени и… нервов.