Каждый водитель мечтает ездить без ремонта. Хорошую работу двигателя можно обеспечить соответствующим уходом и обслуживанием на СТО. Производители автомобилей при продаже заливают моторное масло соответствующей марки в картер и автомобиль обязательно проедет заявленное количество километров без поломок. Дальнейшая замена смазочных материалов лежит на автолюбителе.
Чтобы заменить масло в двигателе, есть два варианта:
- Доверить замену станции технического обслуживания.
- Менять самому.
Никаких гарантий, что на СТО зальют качественное моторное масло, нет. Также и никто не даст гарантии, что моторное масло, купленное в магазине отвечает заявленным характеристикам на этикетке. Подделать упаковку при нынешних технологиях легче, чем подделывать смазочные материалы.
Классификация моторных масел
Чтобы выбрать моторное масло, хорошо бы изучить его классификацию по сезонности. Они бывают:
- летние;
- зимние;
- все сезонные.
Автоводители со стажем используют летнее масло летом, а зимнее зимой. Но никто не запрещает пользоваться всесезонными маслами. Главное — промывать двигатель перед заменой масла.
Обозначение SAE на упаковке
Это американская классификация импортных моторных масел. Такая аббревиатура всегда есть на упаковке. После SAE идут цифровые и буквенные обозначения. Буква «W» обозначает зимнее. Летние масла буквенных обозначений не имеют. Всесезонные масла в обозначениях имеют и зимнюю и летнюю аббревиатуру.
Например:
- SAE 15W — зимнее (от -25°C до 0°C);
- SAE 30 — летнее (от +5°C до +30°C);
- SAE 5W40 — все сезонное (от -30°C до +35°C).
Таким образом автолюбитель сам может выбирать для себя лучшее из масел в зависимости от температурных условий места проживания.
Категорически нельзя ездить на зимнем масле летом и на летнем зимой — это может привести к повышенному износу двигателя.
Обозначение API на упаковке моторного масла
Это американская классификация. В ней предусмотрено две категории:
- «S» — двигатели легковых автомобилей;
- «C» — двигатели грузовых автомобилей.
В категории «S» девять классов от SA до SH и SJ. Категория «С» имеет одиннадцать классов от СА до CF-2, CF-4, CG-4, CH-4. Цифры после букв «2» и «4» обозначают двухтактные и четырехтактные двигатели.
Прежде чем покупать импортные моторные масла, обязательно изучите API классификатор.
Обозначение ACEA на упаковке
В 1996 году АСЕА ввела новый классификатор. Он наиболее полно отображает требования к моторным маслам и смазкам.
В АСЕА предусмотрены три класса масел для двигателей:
- А — бензиновые;
- B — дизельные легковые;
- E — дизельные грузовые.
В этой классификации учтены все требования европейских автомобилестроителей. Одной из особенностей этой классификации есть режимы эксплуатации дизельных и бензиновых автомобилей в зависимости от температурных условий и условий эксплуатации.
Требования в АСЕА более жесткие чем в API. Моторные масла, получившие класс качества по АСЕА, более предпочтительны. Эта классификация чем то напоминает ГОСТ 17479.1-85 по которому производится продукция в странах бывшего СНГ и России.
Свойства лучших моторных масел
Моторное масло будет действительно полезным для транспортного средства, если оно обладает хорошей:
- Текучестью при минусовых температурах. И даже при — 40°C смазывать все каналы и трущиеся поверхности. Это свойство необходимо при пусках двигателей после ночной стоянки зимой;
- Способностью прилипать к металлическим поверхностям при быстром движении и высоких температурах внутри двигателя, во время пиковых нагрузок на него, движении в жару, длительных стоянках без движения;
- Охлаждающей способностью, быстро понижать температуру трущихся частей и механизмов ;
- Способностью очищать поршневую группу от продуктов сгорания, шлаков, нагара, металлических частиц, осаждая их в картере или удерживая во взвешенном состоянии. Это дает возможность осаждать их в масляном фильтре;
- Защитой двигателя от коррозии при образовании кислот при использовании бензинов с высоким содержанием серы;
- Способностью уплотнять зазоры между компрессионными кольцами и цилиндром во время движения и кратковременных остановок.
Совет: Нельзя сразу после быстрой езды глушить мотор. Лучше дать ему возможность поработать на холостых оборотах для охлаждения.
Составы моторных масел
Современное моторные смазки разрабатывается на основе базовых к которым подбирают определенный состав различных добавок. Для достижения определенных наперед заданных свойств таких добавок бывает около пятидесяти.
Масла бывают:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Разница между ними в том, что минеральные смазки получают перегонкой сырой нефти, а полусинтетические получают смешиванием минеральных и синтетических масел в определенных пропорциях.
Синтетические получают органическим синтезом из природного газа. Это сильно усложняет технологические процессы производства и удорожает их. Но они имеют сумму всех положительных качеств минеральных и полусинтетических масел.
Они обладают химической и термической стабильностью. Температура воспламенения синтетиков выше чем минеральных и полусинтетических масел. Во время работы двигателя в синтетических смазках при высоких температурах и наличии водяных паров не происходят химические реакции и распад их на составляющие.
Такие смазочные материалы имея в своем составе различные присадки обладают свойствами минеральных и полусинтетических смазочных жидкостей. Они обладают хорошей текучестью при низких температурах, обеспечивая легкий пуск и отличную смазку трущихся пар (поршень — цилиндр).
При повышении температуры синтетические масла повышают свою вязкость в то время как минеральные и полусинтетические стремятся к испарению, а их вязкость быстро уменьшается.
На упаковке с импортными полусинтетическими моторными маслами есть обозначение Semi Synthetic. Синтетика имеет обозначение Fully Synthetic; по сумме свойств синтетические смазки лучше минеральных.
Рейтинг мировых лидеров производства масел
Исходя из вышеизложенного материала синтетические моторные масла твердо удерживают первое место по всем показателям. Они обладают суммой всех положительных свойств кроме цены. Лидером качества синтетических и минеральных смазок является компания Castrol.
Более чем за 100 лет своего существования она заняла лидирующие позиции в мире. Технология производства ее продукции доведена до совершенства. В их смазочных материалах посторонние примеси сведены к нулю.
Эта компания является лидером производства смазочных материалов и жидкостей для ДВС которые работают в тяжелых условиях. Говорят, что Castrol поставляет смазочные материалы для Формулы -1.
Хорошие позиции занимает продукция фирмы Shell. В их продукции моющие присадки играют ведущую роль. Это увеличивает срок эксплуатации двигателей, уменьшает расход бензина и расходы на техническое обслуживание.
Высокие позиции среди автолюбителей занимает продукция фирм Exxon Mobil и Xado. Эти компании производят смазочные материалы для различных отраслей промышленности. Легковые и грузовые автомобили, авиация и судоходство мировых компаний это потребители их продукции.
Химический концерн ХАДО выпускает продукцию в металлической таре, что существенно усложняет подделку. В каждой из этих компаний есть исследовательские лаборатории, которые работают над созданием новых видов продукции с улучшенными характеристиками.
В странах СНГ весьма популярна продукция компании Лукойл. Ее смазочные материалы в секторе легковых и грузовых автомобилей ни в чем не уступают мировым компаниям, а по цене и доступности опережают их.
Требования производителей автомобилей
Некоторые автомобилестроители в технических характеристиках прямо указывают на марку масел которые они рекомендуют использовать. Например, концерн BMW в автомобилях 3,5 и 7 серий прямо указывает на применение смазок прошедших испытания в их фирме.
Для автомобилей вышеуказанных серий рекомендуют смазки отвечающие требованием АСЕА АЗ-98 и ВЗ-98. Применение других масел может привести к отказу ремонтировать автомобиль в период гарантийного срока.
В любом случае лучше покупать моторное масло, которое рекомендует производитель автомобиля.
Чем мыть двигатель
Перед заменой масла специалисты рекомендуют промыть двигатель специальным промывочным маслом. Если мотор старенький и имеет несколько сот тысяч километров, лучше промывку не делать. Современные промывочные жидкости могут отмыть годами накопившиеся наслоения шлаков и такая промывка может привести к плачевным результатам.
Если автомобиль ездил на минеральных смазках, то лучше переходить на синтетику постепенно. Сначала необходимо залить полусинтетическую смазку. И если никаких осложнений нет, после пробега 8-10 тыс. км., можно переходить на синтетику.
Если в узлах трения есть сальниковые уплотнения, не менявшиеся долгие годы, промывка может привести к вымыванию микрочастиц и шлаков из сальников, которые скорее всего потекут. Следует иметь в виду, что после промывки двигателя некоторая часть промывочной жидкости останется в нем и он будет ездить на смеси промывочного и моторного масел.
Кроме всего, следует помнить, что старенькие автомобили могут «кушать» дорогую синтетику в повышенных количествах. Поэтому для таких автомобилей лучше заливать минеральное масло, которое дешевле.