Как выбрать трансмиссионное масло

Выбирая трансмиссионное масло, нужно знать типы коробок передач. Они бывают механическими, автоматическими, роботизированными и вариаторными. Каждый тип имеет свои требования и стандарты, применяемые к смазочным материалам, которые устанавливает производитель автомобилей.

Как выбрать трансмиссионное масло

Важно понимать, что разные трансмиссии работают по-разному, поэтому трансмиссионные масла для автоматических трансмиссий (ATF), механики (MTF), вариатора (CVT) и коробки-робота не взаимозаменяемы.

Одно из важных требований к смазочному материалу для коробки передач — устойчивость к окислению и пенообразованию —  пена может ухудшить теплопроводные свойства и образовать воздушные карманы.

Кроме того, важно обратить внимание на основу состава. Она может быть синтетической, полусинтетической и минеральной.

Как правило, минеральные основы (нефтяные и парафиновые масла) и полусинтетики (гидратированные минеральные композиции) менее устойчивы к перепадам температур, поэтому их нужно менять чаще, чем синтетические (полиальфаолефиновые масла), обладающие высокими эксплуатационными свойствами.

Но не все автомобильные детали, связанные с трансмиссией, следует смазывать трансмиссионным маслом. Для переднеприводных автомобилей производители автомобилей рекомендуют использовать моторное масло вместо трансмиссионного.

Для «автоматов» рекомендуется приобретать специальную маловязкую жидкость ATF.

В целом неважно, какое по составу использовать для коробок передач, но с экономической точки зрения минеральное масло более выгодно.

Функции трансмиссионного масла, применение

Трансмиссионные узлы состоят из соприкасающихся частей при высокоскоростном вращении. В эту группу входят:

  1. раздаточная коробка;
  2. коробка передач;
  3. ведущий и промежуточный мост;
  4. червячные и реечные передачи, обеспечивающие рулевое управление.

Трансмиссионное масло выполняет ряд важных функций:

  • Удаление лишнего тепла.
  • Понижение трения, вибрации, шума, нагрузки на шестерни.
  • Защита от коррозии.
  • Удаление мелких частиц и грязи с рабочей зоны, возникших в результате длительного использования.

Качественное трансмиссионное масло должно соответствовать следующим требованиям:

  • низкий уровень пожарной опасности;
  • сохранение стабильности при хранении и эксплуатации;
  • инерция по отношению к резиновым изделиям;
  • устойчивость к застыванию при низких температурах;
  • минимальное пенообразование;
  • оптимальное соотношение вязкостных и температурных показателей.

Маркировка трансмиссионных масел

Аббревиатура SAE на этикетке говорит о вязкости масла, одной из основных характеристик. При правильно подобранном индексе вязкости масло способствует бесперебойной смазке механизмов и агрегатов, продлевая срок их службы, повышая эффективность трансмиссии, позволяя ей запускаться даже в сильный мороз и снижая расход топлива.

Чрезмерная вязкость лишает жидкость некоторых смазывающих свойств.

Наличие буквы W в названии указывает на возможность всесезонного использования масла. Например, маркировка SAE 75W90 укажет на следующие характеристики масла:

  • 75 — степень текучести при отрицательных температурах;
  • 90 — индекс вязкости, рассчитанный исходя из эталонной температуры 100 градусов.

Если после буквы «W» нет цифры, это означает, что это масло для зимы. Если отсутствует «W», то масло летнее.

Вязкость — слишком важный фактор в процессе подачи трансмиссионного масла, чтобы не обращать на него внимания.

Как выбрать трансмиссионное масло

Например, при понижении температуры до -40 синтетика SAE 75W-90 будет иметь такой же индекс вязкости, что и минералка при -12 градусов. В северных регионах такая разница очень серьезно скажется на работе автомобиля: с одним маслом его скорости будут меняться мгновенно, с другим — после приложения определенных усилий.

Исходя из климатических особенностей регионов, масла можно разделить по географическому назначению:

  • SAE от 140 и выше идеальны для южных регионов;
  • SAE около 90 — всесезонные масла, идеальные для умеренно-континентальной зоны;
  • 75W-90 лучше всего защитит автомобили в самые сильные морозы.

Масла, предназначенные для элементов трансмиссии, выбираются по следующим параметрам:

  • нагрузки на механизм;
  • скорость скольжения в зубьях контакта.

На основании этих критериев для каждой машины подбирается масло определенной вязкости с добавлением соответствующих присадок.

При этом не нужно опасаться присутствия соединений серы в ряде присадок. Химическое воздействие, которое они оказывают на металл, незначительно по сравнению с уровнем снижения износа, который они получают.

В легковые авто по умолчанию заливают два наиболее распространенных вида масел: GL-4 и GL-5 — по импортной классификации, которая по российской маркировке проходит как TM-4 и TM-5.

Также существует универсальный класс масел GL-4/5, подходящий для разных типов передач.

Класс GL-5 также делится на типы в зависимости от вязкости:

  • 85W-90 — маркировка относится к плотным минеральным маслам, таким как Лукойл ТМ-5-18;
  • 80W-90 — минеральное масло, но менее плотное, например MobilMobilube HD;
  • 75W-90 — синтетическое или полусинтетическое средней плотности.

Чем отличаются трансмиссионные масла GL4 и GL-5

GL4 используется для конической зубчатой, а также гипоидной КПП, узлов и частей ведущего моста, предельная нагрузка на который не превышает нормы.

GL5 работает с гипоидными высокоскоростными передачами, испытывающими высокие нагрузки и температуры.

Как выбрать трансмиссионное масло

На функциональность автомобиля влияет множество факторов, главным из которых является состояние трансмиссии, двигателя и кузова. Одна из важнейших задач автовладельца — правильно подобрать и своевременно заменить трансмиссионное масло.

Полусинтетические масла имеют отличное соотношение цена-качество, взяв лучшее от минералки и синтетики. Они безупречно выполняют свою миссию:

  1. Обеспечить устойчивость трансмиссии при низких температурах;
  2. Увеличивают срок службы КПП;
  3. Обеспечивают полноценную функциональность при различных температурных условиях.

Исходя из этих данных можно сделать вывод, что рациональным выбором будет масло 75W-90, а GL-5 превосходит GL-4 по уровню защиты даже при высоких нагрузках и давлениях.

Какое масло заливать в механическую коробку

Для выбора смазочного материала в механическую коробку передач (MTF) необходимо следовать инструкциям производителя, а также обращать внимание на два параметра:

  1. вязкость жидкости SAE,
  2. класс API, обозначенный буквами GL.

На данный момент эта маркировка устарела, но мы кратко рассмотрим эту классификацию.

При выборе вязкости стоит отталкиваться от инструкции по эксплуатации транспортного средства и учитывать условия его работы.

Это связано с тем, что густые масла медленнее переходят в жидкое состояние в холодную погоду и, как следствие, хуже защищают детали, а в более теплых регионах, наоборот, следует выбирать вязкие смазочные материалы, так как при нагревании они становятся еще более текучими.

Универсальные — трансмиссионные масла с SAE 75W-90 и 80W-90.

При выборе классификации GL необходимо учитывать год выпуска автомобиля, тип механической коробки и условия эксплуатации.

  1. GL 1 — универсальный класс трансмиссионных масел для механики. Применяется в коробке спирально-конусного и червячного типа. Не используется в современных автомобилях.
  2. GL 2 — используется в сельском хозяйстве и грузовом транспорте, содержит множество антиоксидантных и противопенных присадок. Подходит для червячных передач. Не используется в современных автомобилях.
  3. GL 3 — Также подходит для средних нагрузок на грузовиках с с передачами конусного типа. Характеризуются увеличенным объемом противозадирных присадок. Уустарело, замена — GL 4.
  4. GL 4 — трансмиссионные масла этого класса чаще всего используются в синхронизированных МКПП. Содержит противозадирные и противоизносные присадки.
  5. GL 5 — подходит для работы с высокими нагрузками. Защищает от износа, истирания, обеспечивает стабильную работу синхронизаторов, благодаря сбалансированному пакету присадок и низкому процентному содержанию серы.

Замена масла в МКПП проводится каждые 40-60 тысяч километров.

Какое трансмиссионное масло лить в коробку-робот

Роботизированная коробка передач (РКПП) во многом аналогична механической, но сцепление и переключение передач автоматизированы. Свои функции выполняет посредством электронного блока управления и гидравлических приводов, сервоприводов.

Как выбрать трансмиссионное масло

Обслуживание коробки робота нужно проводить чаще, чем механики: при однодисковом сцеплении менять масло нужно не позднее 80 тысяч километров. В преселективных коробках с двойным сцеплением (по типу DSG) — 60-70 тысяч километров.

В целом выбор масла зависит от марки, модели и года выпуска автомобиля, типа трансмиссии, класса GL и вязкости по SAE.

Каждый производитель автомобилей рекомендует использовать оригинальное масло. Например: TOYOTA GEAR OIL LV 75W MT GL-4, VW G 052 529 A2 и так далее.

Какое масло заливать в коробку-автомат

Разработан ряд особых стандартов для трансмиссионных жидкостей в АКПП, информацию о которых можно найти в документации автопроизводителя, или на паспортной табличке под капотом, или на щупе передаточной коробки.

Работа АКПП включает в себя автоматическое переключение передач и взаимодействие гидравлики, механических частей и электроники. Соленоиды с электронным управлением отвечают за переключение определенной передачи.

Кроме того, в работу включается гидравлика, действующая на муфты и тормозные ленты. Принимая крутящий момент от двигателя, преобразователь крутящего момента передает его на вал.

Какое масло залить в вариатор

Коробка вариатора (CVT) появилась на российском рынке сравнительно недавно и успела привлечь внимание автолюбителей. Выбор трансмиссионной жидкости для вариатора (CVTF) осуществляется так же, как и для автоматической трансмиссии, исходя из рекомендаций автопроизводителя, климатических условий, соблюдения классификаций и норм.

Несколько советов от известных производителей:

  • Для вариатора Nissan — жидкость CVT NS-2 / CVT NS-3 Fluid;
  • Для Toyota — CVTF TC / CVTF FE;
  • В Audi, Volkswagen, Skoda, Seat подходит масло — VW: G 052 180 / G 052 516;
  • В вариатор Honda — HMMF / HCF2;
  • Для вариатора Subaru — Lineartronic CVTF / NS-2 / E-CVT / High Torque CVTF / Lineartronic CV-30 / Lineartronic CVTF II;
  • Рекомендовано для использования в автомобилях Mitsubishi — CVTF-J1 / CVTF-J4;
  • В вариатор Suzuki — CVT Green1/Green 2.

Замена должна производиться каждые 20-30 тысяч километров.

Можно ли заменять одно масла на другое

Выше было сказано, что Gl-4 работает с коробками передач, работающими на умеренных скоростях и нагрузках, а Gl-5 — с повышенными.

Как выбрать трансмиссионное масло

Но это не принципиальная разница. Добавки, присутствующие в Gl-5, обладают настолько высокими противозадирными свойствами, что их нельзя комбинировать с синхронизаторами в коробке передач.

Использование GL-5 приведет к неприятному трению в механизме переключения передач, что при дальнейшем использовании этой жидкости полностью выведет механизм из строя.

Подвиды GL-4 и GL-5, позиционируемые как универсальные, на практике выполняют свое предназначение намного хуже, чем их более чистые представители.

В том случае, если трансмиссионное масло меняет не сам владелец автомобиля, а сотрудники сервисного центра, кроме коробки передач, они также могут заливать жидкость в ведущие мосты.

Каковы последствия этого? Владелец может услышать ненужные шумы и обнаружить текущий сальник автомобиля. Это связано с тем, что небольшой объем емкости, куда поступает всасываемая насосом жидкость, заставляет ее либо касаться подшипника, либо протекать через сальник.

Поэтому так важно обращать внимание на то, какое масло заливается: Gl-4 должен быть рассчитан исключительно на коробку передач, а Gl-5 — на узлы и агрегаты, расположенные в ведущих мостах.

Выводы, полученные в результате анализа различных трансмиссионных масел и способов их использования, следующие:

  1. В категории самой оптимальной всесезонной жидкости первое место заняла SAE 75W-90, одинакового качества при любых погодных условиях и в любом температурном диапазоне.
  2. Масло для гипоидных передач SAE 80W-90 имеет хорошие характеристики, которые положительно себя зарекомендовали как в жару, так и зимой.
  3. Тип масла не столь принципиален: минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Более важными являются характеристики каждой конкретной жидкости, назначение, индекс вязкости, а также наличие и свойства присадок, присутствующих в ней.

Поэтому не стоит верить утверждению, что все трансмиссионные масла одинаковы.

Как часто следует менять трансмиссионное масло

Среди автомобилистов бытует мнение, что трансмиссионная смазка рассчитана на весь срок эксплуатации транспортного средства. А обслуживание включает только периодическую доливку масла и замену фильтрующего устройства.

Однако на самом деле это утверждение не соответствует действительности. Это связано с тем, что расчеты производителей автомобилей основаны на идеальных условиях движения, что на практике сложно. Средняя продолжительность жизни по западным меркам составляет около 6 лет, но это неверно для российского авторынка.

Как выбрать трансмиссионное масло

Поэтому актуальным становится вопрос о замене масла. Необходимость этой операции провоцируют следующие факторы:

  • снижение эффективности добавок со временем из-за их прогрессирующего разложения;
  • образование частиц при трении металлических деталей (особенно на новых автомобилях);
  • перегрев и разрушение смазки при динамичном стиле вождения.

Если вовремя не провести процедуру замены, это может привести к проблемам с коробкой передач.
В зависимости от типа КПП рассчитываются средние сроки замены масла в коробке:

  • механический тип требует замены масла каждые 60-70 тыс. км пробега;
  • в автомате замена необходима через 40-50 тыс. км;
  • наличие вариатора позволит проехать до 70-80 тыс. км.
Если автомобиль интенсивно эксплуатируется в тяжелых условиях, приведенные цифры следует уменьшить примерно на 40 %.

Чтобы следить за ситуацией, необходимо время от времени (каждые 10 тысяч км) проверять качество смазки и ее уровень.

Для этого предлагается использовать следующие критерии оценки:

Запах. Если пахнет гарью, значит, характеристики масла ухудшились.

Изменение цвета. И потемнение, и обесцвечивание масла — нехорошие признаки.

Пена. Ее появление на щупе — свидетельство о низком уровне смазки.

Также можно капнуть небольшое количество масла на носовой платок. Если пятно быстро распространяется, беспокоиться о замене рано. В том случае, если капля не меняет своего внешнего вида, стоит поторопиться с заливкой нового трансмиссионного масла.

При выборе трансмиссионного масла в первую очередь следует руководствоваться рекомендациями производителя транспортного средства. Их нарушение чревато возникновением серьезных проблем с коробкой передач. Лучше вовремя произвести замену масла, чем тратиться на полную замену механизма.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.