Топливные присадки для бензиновых двигателей

Традиционное автомобильное топливо — бензин – это горючая смесь углеводородов, выделяемых при перегонке нефти. В чистом виде бензин не используется и еще на заводе разбавляется особыми присадками для достижения необходимых свойств топливной смеси. Введение в состав бензина топливных присадок регулируют специальные стандарты.

Топливные присадки для бензиновых двигателей

Состав бензина и заводские топливные модификаторы

Автомобильные бензины — это смесь углеводородов, вырабатываемых из природного сырья – нефти и газового конденсата. Их производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), при этом добавляя различные присадки для получения необходимых эксплуатационных свойств:

  • стойкости к детонации – взрывному процессу сгорания, сопровождаемому перегревом, характерным стуком в двигателе, падением мощности, дымным выхлопом и повышением температуры в цилиндре.
  • испаряемости, обеспечивающей создание горючей смеси с воздухом при любой температуре окружающей среды;
  • отсутствия склонности к образованию отложений в топливном баке, топливопроводах, карбюраторе, на форсунках впрысковых двигателей, дроссельной заслонке, впускных клапанах и поршневых кольцах;
  • понижения нагарообразования на деталях, расположенных в камере сгорания и системе выпуска отработавших газов, что особенно актуально при наличии каталитического нейтрализатора;
  • снижения выбросов вредных веществ с выхлопными газами, в частности бензола и серы.

Заводские присадки должны быть введены в бензин производителем в соответствии с нормативной и технологической документацией. Например, согласно ГОСТ Р 51105-97 предусмотрены высокооктановые, антиокислительные, моющие и другие присадки, улучшающие качество бензинов и допущенные к применению в РФ.

Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, наиболее распространенных в настоящее время, включает в себя следующие буквы и цифры:

«А» – автомобильный;

«И» – для бензинов, октановое число которых определено исследовательским методом (при моторном методе эта буква в обозначении не ставится);

далее две цифры – октановое число, характеризующее стойкость к детонации.

Марки автомобильных бензинов, вырабатываемых российскими НПЗ:

  • АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – по ГОСТ 2084-77 и различным заводским ТУ.
  • «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98» – по ГОСТ Р 51105-97, обладающие улучшенными свойствами (см. табл.) и обеспечивающие возможность выполнения норм Евро-2.
  • «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98» – по ГОСТ Р 51866-2002, соответствующему европейскому стандарту ЕН-228-99 (предназначены для обеспечения норм Евро-3).

Топливные присадки для бензиновых двигателей

Технологическое оборудование, используемое сырье и присадки на различных НПЗ, неодинаковы. Поэтому вырабатываемые ими бензины отличаются по составу, даже если относятся к одной марке. В любом случае качественным считается топливо, полностью соответствующее ГОСТу или ТУ, по которым оно произведено.

Зачем нужны топливные присадки в бензин

Присадки в бензиновый двигатель обеспечивают:

  • устойчивость топлива к детонации;
  • увеличение мощности бензинового двигателя с большим пробегом;
  • испаряемость для создания топливно-воздушной смеси;
  • защиту от коррозии ряда деталей;
  • удержание компонентов бензина в жидком состоянии: отсутствие отложений в баке и магистралях;
  • снижение шламов и нагара в камере сгорания;
  • совместимость с каталитическими нейтрализаторами;
  • повышение температурного порога, ниже которого масло в зимний период начинает застывать;
  • снижение токсичности выхлопных газов.

Виды топливных присадок для бензинового двигателя

Все присадки можно поделить на четыре группы:

  1. чистящие – чистят систему подачи топлива и инжектор,
  2. октан-корректоры – увеличивают октановое число,
  3. абсорбирующие – поглощают воду из горючего вещества,
  4. универсальные – обычно объединяют функции всех предыдущих добавок.

Дополнительные виды присадок:

  • Составы, улучшающие свойства некачественного топлива: нейтрализаторы сернистости, кислотности и пр.
  • Химия, предназначенная для раскоксовки поршневой группы.
  • Защита каталитических нейтрализаторов и топливной системы.
  • Повышение экологичности выхлопа.
  • Препятствующие окислению деталей двигателя и топливной системы, при длительных простоях.
  • Антикоррозийные добавки.
  • Модификаторы трения, придающие топливу антифрикционные свойства.
  • Пусковые присадки или инициаторы горения: для облегчения холодного пуска и снижения нагара.
  • Специфические составы для применения в определенных условиях: например, притирочные добавки для ускорения обкатки после капитального ремонта.

Топливные присадки для очищения двигателя (клинеры)

Такой состав, добавляемый в топливо, помогает удалять смолы и нагар с поверхности элементов в системе подачи бензина в двигатель. Даже при использовании топлива высокого качества детали с течением времени покрываются налетом.

Моющие топливные присадки для бензиновых двигателей следует применять только для профилактики. Такая рекомендация оправдана тем, что при пробеге более 100 000 км без очистки системы подачи топлива может возникнуть обратный эффект – добавка не принесет пользы.

В результате воздействия химического состава налет с поверхностей рабочих элементов системы отслоится и окажется в горючем, что может привести к частичной либо полной поломке форсунки.

Моюще-чистящие присадки делятся на две группы:

  1. Холодные присадки. Эти присадки работают в холодном топливе. Действие их направленно на очищение химических отложений в топливном баке и топливопроводах.
  2. Горячие присадки. Начинают действовать при повышенных температурах, в холодном топливе неактивны. При работе горячих присадок, учитывая высокие температуры, их очищающее действие направленно, в основном, на очистку топливных форсунок, свечей зажигания и удаление нагара с поршневых колец.

Различные производители транспортных средств сами изготавливают добавки для бензиновых двигателей автомобилей, которые они выпускают. Skoda Octavia A7 – одна из таких машин, у которой в правилах эксплуатации прописаны рекомендации по применению своей моющей присадки с определенной периодичностью.

В самом бензине они содержатся редко, и как правило только в топливе премиум класса. Поэтому добавление препаратов типа «Мягкая промывка топливной системы» очень полезно для поддержания чистоты инжекторов.

Также моющие добавки различают по основному назначению:

  1. Очистители карбюратора предназначены для предотвращения образования отложений на деталях внутри топливоподающей системы и карбюратора. Кроме жидких добавок к топливу, существуют аэрозольные очистители, дополняющие их действие. Это связано с тем, что не все детали карбюратора можно «достать» с помощью добавок в топливо. В то же время струя очищающего аэрозоля не способна проникнуть глубоко внутрь топливных каналов, закрытых полостей и т.д.
  2. Очистители систем впрыска (форсунок) имеют более высокую термическую стабильность и предназначены для двигателей с впрыском топлива. Это позволяет сохранять моющие свойства в месте расположения форсунок и клапанов с высокой рабочей температурой.

Иногда в магазинах можно увидеть присадки, которые предназначены для раскоксовки колец, удаления нагара с канавок и колец поршня. В принципе, такие составы сходны с вышеуказанными чистящими средствами. Однако они пригодны лишь в профилактических целях и в большинстве случаев будут совершенно бесполезны. На практике для раскоксовки применяют иные составы.

Абсорбирующие присадки в бензиновый двигатель

Этот тип присадок используют для того, чтобы удалить влагу из технической жидкости. Она возникает в ней в виде конденсата, который появляется во время заправки в зимний период либо образуется на стенке бензобака.

Наличие воды в бензине представляет опасность и для двигателя, и для топливной системы, потому что в любой момент влага может превратиться в лед и привести в негодность сеточку фильтра либо топливопровод.

Присадки – осушители связывают молекулы воды с молекулами бензина и вместе с ними выводить молекулы воды из бака к топливным форсункам системы впрыска. Они состоят почти на 100 % из спирта. Оставшиеся проценты составляют разные химические осушающие компоненты.

Топливные присадки для бензиновых двигателей

Процесс химически «щадящий» и правильный, практически не влияет на качество сгорания топливной смеси в цилиндрах. Поскольку присадка выводит влагу из топливной системы, бензобак и патрубки не подвержены коррозии и размерзанию в холодное время года.

Однако присадки могут вывести лишь небольшой процент влаги, примерно 1 %, а на деле и еще меньше. В итоге они годятся только для профилактических целей. Если залито топливо плохого качества, содержащее жидкость, то следует его слить. Иначе мотор может получить гидравлический удар.

Октан-корректоры

Такие присадки для бензиновых двигателей помогают повысить октановое число. Помимо этого, производители уверены, что с помощью данной добавки уменьшается расход бензина и повышается мощность мотора.

Почти у всех средств в составе – одноатомные спирты, эфиры и аллотропы углерода. Эти же компоненты содержит и современное топливо АИ-92 и АИ-95, что, по сути, недостаток, если учитывать стоимость присадки.

Средства в баллончике хватает в среднем на 100–200 л бензина. При этом необходимо учитывать, что в реальности октановое число увеличивается примерно на две единицы, а не на 5–7, заявленных производителем.

При заправке на проверенных АЗС бензином, который по октановому числу соответствует вашему двигателю, то дополнительно повышать октановое число нет смысла. Мощность двигателя от этого не повысится и его экономичность не улучшится, даже наоборот. Ведь повышая октановое число, мы улучшаем способность топлива сопротивляться самовоспламенению, а значит, и гореть оно будет немного медленнее, полнота сгорания ухудшится.

Другое дело, если двигатель «заточен» под АИ 98, а на АЗС есть только АИ 92. Тогда, если не добавить октаноповышающую присадку, могут возникнуть проблемы. Датчик детонации, который есть к каждом современном двигателе, чтобы защитить двигатель от детонации, меняет угол опережения зажигания.

Это в итоге ухудшает мощность и экономичность двигателя. Бывает, что детонация все равно начинается и она очень быстро может разрушить двигатель, вплоть до прогара или оплавления поршней.

Вывод прост: применять присадки разумно в том случае, когда в бензобак залито топливо низкого качества, а ближайшая заправочная станция еще довольно далеко.

Присадки универсальные

В большинстве случаев данные присадки – это лишь рекламная продукция производителя. Хотя бывают и исключения. Однако такое может быть лишь в сказке, чтобы одно средство могло одновременно промывать топливную структуру, увеличивать октановое число и выводить жидкость.

Очень полезными присадками к топливу являются «катализаторы горения». Они повышают полноту сгорания топлива и снижают его расход.

Как правильно использовать топливные присадки в бензиновый двигатель

Часто компоненты для очистки форсунок, топливной системы добавляют на стадии производства (обычно подобное топливо имеет брендовое название сети АЗС). Если цетат-корректор или другую присадку добавляется самостоятельно, то для предотвращения негативного эффекта важно соблюдать следующие правила:

  1. Нельзя использовать присадки неизвестного происхождения, а также смешивать их между собой — за исключением случаев, когда они совместимы (последнее явно указано в инструкции).
  2. При первом использовании желательно использовать в два раза меньшую дозировку, а затем не превышать рекомендации производителя (они у разных могут сильно отличаться).
  3. Использовать смесь для очистки топливной системы рекомендуется каждые 30 000 километров пробега, осушители — по мере необходимости либо раз в один-два года осенью, цетат-корректоры и повысители октанового числа можно применять после визита на непонятную АЗС.
  4. При добавлении присадки нужно соблюдать меры безопасности, так как в состав могут входить вредные для человека и животных компоненты.
  5. Добавлять присадку необходимо либо перед заправкой на АЗС либо в канистру с последующим доливом топлива для качественного размешивания.

Если автомобиль новый, то лучше выбирать комплексные присадки, а мягкие очистители — на уже подержанные модели с большим пробегом.

Какие виды присадок в топливо нельзя использовать

Зачастую владельцы АЗС в погоне за прибылью покупают на нефтеперерабатывающих заводах бензин-сырец класса К2 с октановым числом около 60 и, добавив в него для повышения октанового числа запрещенные присадки, продают под видом АИ 92 или АИ 95 класса 5.

При этом их не смущает что содержание серы у бензина класса К2 превышает его норму для бензина класса К5 в 50 раз! Да и гореть бензин-сырец будет хуже, что обязательно увеличит расход топлива.

При сгорании топлива с большим содержанием серы образуются коксовые, смолистые и абразивные отложения, приводящие к повышению нагарообразования, ускорению износа деталей двигателя и ускоренному старению моторного масла. Кроме того, усиливается загрязнение окружающей среды выбросами оксидов серы и твердых частиц.

На практике использование всевозможных модификаторов топлива для повышения октанового числа, вытеснения воды и других целей могут привести к проблемам. Причина в сложном химическом составе подобных присадок, поэтому их нельзя мешать, а чтобы перейти с одной на другую, то предварительно нужно «проездить» на чистом бензине без добавок.

Топливные присадки для бензиновых двигателей

Также часть компонентов присадок может быть опасной для здоровья человека и долговечности самого двигателя. Приведем несколько подобных примеров:

  • Тетраэтилсвинец. Хорошо повышает качество топлива, но очень токсичен для человека и может привести к серьезному отравлению.
  • Нафталин. Повышает октановое число, но относится к канцерогенам, постепенно забивает топливопроводы и фильтры из-за образования осадка.
  • Этиловый спирт. Может поднять октановое число до 8 единиц, повысить КПД и мощность, но разъедает прокладки.
  • Марганец. При длительном использовании может произойти поломка нейтрализатора и выход из строя свечей зажигания.
  • Ферроцен. Повышает октановое число в пределах 5 единиц, но при длительном использовании происходит образование красного нагара в рабочих цилиндрах и на свечах зажигания, что негативно сказывается на сроке службы двигателя до капитального ремонта.
  • Ароматические углеводороды. Здесь рост октанового числа может достигать 10 единиц, но платой за это станет интенсивный коррозионный процесс, постепенное разъедание прокладок топливной системы.

Какие запрещенные присадки обычно используют

Тетраэтилсвинец (ТЭС) — отлично увеличивает октановое число бензина. Однако ТЭС резко повышает токсичность выхлопных газов. Именно поэтому присадки в топливо на основе ТЭС давно запрещены в РФ. В Европе и других развитых стран от ТЭС также отказались с введением норм Euro 2.

Присадки к топливу на основе марганца

В качестве антидетонаторов эффективны присадки к топливу на основе марганца. Их недостатком является быстрое разложение на свету, что ведет к потере антидетонационных свойств.

Кроме того, присадки на основе марганца приводят к механическому износу деталей двигателя, так как при сгорании топлива с их содержанием образуется абразив. Применение их запрещено из-за вредного влияния на окружающую среду, так как сам марганец ядовит.

Железосодержащая присадка к топливу — ферроцен

В качестве антидетонаторов часто используют железосодержащую присадку к топливу — ферроцен. При его сгорании образуются оксиды железа, нарушающие работу свечей зажигания, на них образуется красный токопроводящий налет, приводящий к пробою изолятора свечи.

В современном автомобиле ферроцен так же может вывести из строя катализаторы дожига и кислородные датчики. Кроме того, он увеличивает износ стенок цилиндров двигателя.

Насколько эффективны присадки для бензиновых двигателей

В связи с тем, что мнения о применении присадок для бензиновых двигателей расходятся, различные автоклубы, журналы и некоторые любители неоднократно проводят исследования по их использованию.

Несомненно, самыми правдивыми оказываются результаты, полученные при испытании нескольких машин одновременно на определенных стендах. Такой метод помогает устранить ненужные факторы: способ управления транспортом, перепад температур, режим езды и пр. Такой опыт был проведен в разные годы специалистами журнала «За рулем», немецким автоклубом ADAC и др.

Первый источник отметил отдельно лишь хорошее влияние присадок на бензиновый двигатель (уменьшение износа, повышение компрессии и пр.). По результатам сравнительного теста составов почти везде в лидирующей группе выделено средство «Супротек», довольно популярное в отечественных автомагазинах.

Учитывая, что эта марка активно рекламируется в странах СНГ с привлечением знаменитых блоггеров в автомобильной области, экспертов, специалистов, резонно будет засомневаться в полученных итогах тестирования и правдивости всех остальных данных.

При этом представители немецкого автоклуба ADAC концентрируют свое внимание на том, что по результатам их тестов ясно видна бессмысленность применения различных присадок в составе масла. Не выявлено ни улучшений, ни ухудшений в трех тестируемых машинах.

Производителю выгодно убедить вас в том, что присадка для топливной системы бензинового двигателя должна применяться постоянно. Однако со временем водители понимают, что использование присадок – это только значительные финансовые траты.

Отметим еще один момент: по мнению некоторых специалистов, улучшения, возникающие в работе двигателя после применения добавок можно сравнить с эффектом плацебо. Говоря проще, автолюбители после использования присадки начинают гораздо чаще проводить замену масла и фильтров.

В итоге работа бензинового двигателя улучшается, он начинает работать тише по вполне понятной причине. Также стоит отметить следующее – в СНГ и в Европе официального тестирования многих аналогичных присадок не проводилось.

Итак:

  • Присадки пользу несут, но часто — минимальную.
  • Обычно старый движок не способен восстановиться на длительный период с помощью присадок, то есть положительная динамика и может возникнуть, однако лишь на короткий срок – капитальный ремонт неизбежен.
  • Производители не советуют применять присадки для нового двигателя. Важно помнить, что если выяснится, что использовались модификаторы во время гарантийного срока, то в ремонте авто по гарантии могут и отказать.

Все очевидно – чтобы бензиновый двигатель работал в правильном ритме и «дожил» спокойно до капитального ремонта, необходимо регулярно проводить ТО, применять масло и топливо высокого качества и правильно эксплуатировать транспортное средство.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.