Использование дисульфид молибдена в автомобильной индустрии

 Приобрести долгожданный автомобиль это хорошо. Но куда важнее знать, чем его заправлять, где покупать качественные трансмиссионные и охлаждающие жидкости. От того, что владелец будет лить вовнутрь, зависит срок безаварийной эксплуатации транспортного средства. Многие маркировки, нанесённые на канистры, нам не известны. Таким образом, можно заливать моторное масло, которое вообще не подходит по своим химическим свойствам, молекулярному составу. Непреднамеренно, мы наносим прямой вред своему автомобилю. Несоответствие компонентов в жидкости с деталями агрегата приводит к частому заклиниванию, свёртыванию смазки. Вскоре, следует ожидать капитальный ремонт. Тот, кто сталкивался, знает, что это влечёт незапланированные денежные растраты, потерю времени. Прежде чем покупать, автовладелец должен тщательно разобраться в инструкции, прочесть состав «ингредиентов», показатель совместимости. Указанное выше, возможно только при наличии определённых теоретических познаний в области автомеханики. Прежде чем перейти к рассмотрению темы статьи, ознакомимся с понятием молибдена.

         Относится к разряду химических элементов. В периодической таблице обозначен под №42, символ «Mo» (Molybdenum). Ковкий металл, серебристого цвета был открыт в 1778 году выдающимся химиком из Швеции Карлом Шееле. Спустя 10 лет были найдены оксиды (MoS2), которые активно применяются в нефтяной отрасли, по сей день. До конца 18 века человечество не могло отличать графит от «Мо» в виду их сходства. Было одно название – графит. Теперь, когда мы немного знаем предысторию, можно смело начинать изучение.

Добыча и обработка ↑

 структура        Добывают химический элемент открытым и подземным способом. Обработка руды состоит из обогащения, измельчения, вспенивание кислородом для получения максимального показателя насыщенности. Большинство пустотелых пород поднимаются, а богатые оседают на дно. В случае с «Mo» всё с точностью наоборот. Для удаления металлических примесей используют стандартное кислотное выщелачивание. На данном этапе степень обогащения составляет более 93%. Размеры частиц составляют микроны, субмикроны.

Оксид Mo ↑

         Химическая формула выглядит так: MoS 2. Один атом «Mo» плюс два атома серы равно одна часть (молекула) соединения. Внешне вещество имеет светло чёрный цвет. Руда «Mo» является основным веществом при производстве оксида «Мо».

Свойства минерала:

  • знает каждый – в качестве смазки для автомобильной промышленности. Незначительный коэффициент трения, прочности, гексагональное строение кристалла, в совокупности придаёт оксиду отличную адгезию (прилипание) к металлу. MoS 2 наносится на поверхности при помощи распыления, полирования: цилиндры, поршни, клапанный механизм, подшипниковая группа;
  • полноценная работоспособность даже в условиях с низким содержанием кислорода: вся космическая отрасль, аппараты, системы, спутники;
  • функциональность при критически высоких внешних температурах: солнечные батареи, электростанции, прочее оборудование.

Где используют оксид «Mo»? ↑

балончик

  1. Автомобильные масла синтетического, полусинтетического, минерального типа;
  2. смазки для транспортных средств, изготовленные на основе «MoS 2»;
  3. авиационная промышленность. Дисульфид молибдена надёжно защищает движущие части мотора, даже при полном отсутствии масла;
  4. при выплавке полимерных материалов, изделий. Продукт из пластмассы имеет повышенную прочность, стойкость к температурным перепадам, сниженный коэффициент трения;
  5. спортивная отрасль – при изготовлении мазей для лыж. Химические компоненты предотвращают накопление статического тока в сухом снегу, за счёт чего увеличивается сила скольжения;
  6. военная промышленность: производство смазок для стрелецкого оружия, чистки, консервации. Дисульфид молибдена, после нанесения на ствол, улучшает точность, уменьшает искажение траектории;
  7. металлургическая отрасль: добавка – компонент для нержавеющей стали.

Немного о «плёнке» ↑

         В местах нанесения смазки, дисульфид молибдена, при воздействии температуры и давления, моментально превращается в твёрдое химическое состояние. Это и называется молибденовая плёнка. Под микроскопом структура выглядит из множества слоёв атомов. По принципу сера-Мо-сера. Прочность пласта настолько велика, что с лёгкостью способна выдерживать давление в 500 тыс. PSI. При конвертации это составит 36 000 кг/см2. Впечатляющие показатели. Пласты равномерно наполняют, выравнивают ямы, задиры, трещины в металлических поверхностях. Средняя толщина слоя составляет не более 1,3 мкм. При достаточном количестве оксида в масле, устойчивость плёнки систематически поддерживается. Двигателю не страшен износ, холодный старт, экстремальные нагрузки.

Реакция и взаимодействие ↑

Дисульфид молибдена не вступает в химические реакции с кислотами, кроме царской водки. Влага, конденсат, вода не влияют на работоспособность компонента. В некоторых случаях наблюдается появление побочного эффекта в виде триоксида МоO3. Негативных последствий не обнаружено, хотя элемент до конца не изучен. Одно можно сказать точно, что элемент не нарастает на поверхности металла, не образует инородных тел, соединений.

         Проведённый ряд токсикологических исследований ведущими химиками-технологами подтвердил умеренную токсичность соединения. Для человеческого организма не представляет угрозы. В случае попадания на кожу, необходимо промыть обильным количеством холодной воды. Раздражение слизистой оболочки – минимальное. «Мо» и его соединения активно употребляются человеком в качестве витаминов и минералов. Применение не по назначению, может привести к пищевому отравлению, госпитализации, стационарному лечению. Не забыла «матушка-природа» о флоре и фауне, которыми минерал активно употребляется для роста.

Присадка в двигатель машины ↑

         Настало время поговорить о воздействии на силовой агрегат транспортного средства. Бытуют различные мнения автомобилистов: положительные, отрицательные, в меньшей степени, нейтральные. Как и полагается, хорошего всегда больше:аэрозоль

  • ликвидация мелких трещин, дефектов, неровностей в моторе;
  • в сочетании с автомобильным маслом, жидкость становится устойчивей к повышенным температурам, повышается износостойкость;
  • в тандеме с серой, создание слоёв плёнки, для повышения компрессии в рабочем цилиндре;
  • снижается вероятность трения металл об металл;
  • перегрев мотора сведён к минимуму.

Не без ложки дёгтя: ↑

  • в ходе использования присадки, могут образовываться порывы газов, термическая нагрузка возрастает;
  • добавки хороши для стационарного оборудования. Для высокоскоростных агрегатов не рекомендовано, в силу возможного попадания твёрдых частиц соединений в камеру сгорания, поверхность поршневых колец. Возможно повреждение, заклинивание;

Триботехнический состав ↑

         Несмотря на сложное название, понять состав просто. Производители активно заявляют, что их продукт не является присадкой. Работа смеси построена по принципу: трение-смазка. Химическая основа схожа с «Мо». Защитный слой на молекулярном уровне снижает трение, защищает детали от изнашиваемости. Жидкость добавляют в масло перед заливкой. Независимые специалисты утверждают, что это хорошо продуманный маркетинговый ход со стороны производителей. Основная цель – создать ряд положительных качеств покупателю с последующим его склонением к покупке.

Пример использования:

  • паста, смазка для металлургического производства: транспортёры, подшипники, шасси, ролики;
  • автомобилестроение: шестерни, редукторы, автомасла, передачи;
  • смазки, суспензии, порошки;
  • безасбестовые прокладки, резиновые компоненты, тормозные колодки, накладки;
  • пластмассовая отрасль: гайки, шайбы, прокладки, подкладки, уплотнительные кольца.

Интересный факт: во времена второй мировой войны, инженеры смазывали немецкую технику минералом. Обязательным было добавление в двигатель. В случае механического повреждения силового агрегата, утечки масла, последний мог передвигаться до 20 км. без смазывающей жидкости. Это значит, что экипаж танка останется живым и сможет добраться до безопасной зоны высадки. Аналогичная ситуация происходила во Вьетнаме с американскими вертолётами.

Органическая присадка ↑

         Ведущие производители смазывающих жидкостей для автоиндустрии всё чаще используют технологию органического «Мо». Присадка полностью растворяется в смазке, выполняет те же защитные функции. Отличие в том, что «органика» без обработки не способна выдерживать высокотемпературные нагрузки. Соответственно слой плёнки будет образован тоньше. Использование новинки предназначено для легковых типов транспорта, не испытывающих перегрузок, экстренных скоростных оборотов. Внешнее отличие – цветовая гамма зеленоватого оттенка.

Порядок заливки ↑

       заливка в мотор  Заливать дисульфид молибдена в мотор следует совместно с новым маслом, заменой фильтрующего элемента. В противном случае, положительного эффекта ноль. Присадки расфасовываются в полимерные тюбики различных ёмкостей. Для каждого объёма мотора необходимо своё количество «Мо». Рассчитать дозу можно с помощью специального калькулятора в сети интернет или же воспользоваться буклетом — таблицей в специализированном автомагазине.

Сроки замены. Замена – такого понятия вообще не существует. Сливается старое масло, заливается новое, а вместе с ним дисульфид молибдена.

«Быть или не быть…» ↑

В завершение следует отметить, что дисульфид молибдена полезен и необходим для любых видов транспортных средств. Исключение может составлять только высоко оборотистые двигателя для гоночных спорткаров. Действительно, как было упомянуто выше, дисульфид молибдена не «любит» скоростные режимы. Применение в соответствии с рекомендациями, продлит жизнь вашему автомобилю на долгие годы. Категорически не следует заливать присадку в новый ДВС автомобиля с салона. Только в таком случае вы можете наносить прямой урон машине уже с первых минут езды. Обосновывается тем, что не обкатанные узлы нагреваются, стирают металл, сбрасывают стружку. Присутствующий «Мо» будет стараться восстановить всё назад, создавая препятствие. На фоне этого вероятность заклинивание высока.

Обязательно приобретайте продукцию в сертифицированных торговых точках. Требуйте предоставления сертификата качества на товар. Сверяйте маркировки на автомобильных присадках. Неуклонно соблюдайте дозировку, чтобы не нанести вред вашему любимцу. Не забываем, что статья носит рекомендательный характер. Прислушиваться или нет, решать вам сугубо индивидуально. Но теоретические навыки у вас должны быть. Успехов вам.

Автор: Максименко Игорь

Вам будет интересно