Как проводится экспертиза моторного масла, расшифровка результатов

Проводимая в лабораторных условиях экспертиза моторного масла — это исследование его состава на соответствие заявленным параметрам и наличию сторонних примесей. Ведь некачественное моторное масло – это высокий риск выхода двигателя из строя, поскольку вред, нанесенный плохим моторным маслом, может быть очень серьезным.

Проверка качества проходит в несколько этапов в зависимости от того, какое масло тестируется — минеральное, синтетическое или полусинтетическое.

Что исследует экспертиза моторного масла

Анализ масла предполагает несколько исследований. Самые объективные и полные – это сравнительные. Правда, они применяются редко из-за высокой цены. Более простой вариант – это физико-химический.

Износ шарика

Чтобы выяснить, защищает ли масло от износа двигателя, нужно изучить вязкость масла при разных температурах, коэффициент трения. Кроме того, изучают плотность и содержание в жидкости сульфатной золы.

Словом, исследование показывает, как масло защищает двигатель от износа, какова его склонность к отложениям при низких и высоких температурах, уровень антиокислительной стойкости. Кроме того, выясняется, какова совместимость его с каталитическими нейтрализаторами, склонно ли оно к образованию сажи и как влияет на экономию топлива.

Если продукт не укладывается в какой-то из вышеперечисленных показателей, то он считается несоответствующим заявленному качеству.

Вязкость обычно исследуется дважды: до термоокисления и после него. При этом, тщательно контролируется стабильность термоокисления. Термоокисление  – это важный параметр, так как нагретые на поверхности смолы могут образовывать нагар и углеродистые отложения, это приводит к коррозии деталей, находящихся в двигателе.

В ходе этого исследования масло окисляется с помощью высокой температуры. Так, под кислородные действием масло начинаем менять свои свойства. Чем меньше показатель изменения свойств, тем лучше это для двигателя.

Такой анализ позволяет не только определить область поражения, он, кроме того, выявлять причину неисправности транспортного средства

Чем поможет экспертиза

Экспертиза моторного масла может помочь в ряде случаев:

  • Вышел из строя двигатель, при этом сервис отказался проводить гарантийный ремонт и брать на себя денежные расходы.
  • Требуются доказательства, что магазин автомобильных товаров продает некачественные моторные масла.
  • Обнаружено мошенничество на станции, где проводится техническое обслуживание. Например, залили не то масло.
  • Производится гарантийный возврат транспортного средства его непосредственному производителю.

В этих и других случая необходим лабораторный анализ, который поможет доказать правоту документально.

Как проводится экспертиза моторного масла

Исследования проводятся в специально оборудованных лабораториях. Обязательно нужно учесть информацию об условиях хранения масла, методах его транспортировки, условиях расходования и эксплуатации. Эти данные помогут правильной интерпретации результатов.

Итак, чтобы изучить масло, нужны стендовые испытания, которые предполагают оценку отработанного и свежего масла. Это нужно для того, чтобы отследить изменение физико-химических параметров.

Обычно при старении масла увеличивается расход топлива, и изменяется мощность трения. Выработка также влияет на снижение вязкости, от этого также растет трение, увеличивается топливный расход, а вместе с тем и изнашиваются детали. Эти и многие другие показатели учитываются во время исследования.

Оптимально, если эксперт самостоятельно возьмет образцы масла, анализ которого необходимо произвести. Для проведения сравнительного эксперимента, который предполагает сверку продукции различных производителей, необходима упаковка товара, причем, в нераспечатанном виде.

Лучше всего на руках иметь документы, которые будут свидетельствовать о том, в каком магазине был приобретен данный товар.

Также можно провести анализ, который сможет выявить, есть ли в масле сторонние примеси, а также соответствует оно или нет всем качественным показателями по ГОСТу.

Лабораторный анализ приобретенного моторного масла покажет:

  • соответствие показателей, которые имеются в паспортных данных смазочного материала, исследуемого в данный момент;
  • его термостабильность;
  • качество свойств, отвечающих за износ двигателя.

Влияние содержания химических элементов на результат анализа моторного масла

Чтобы правильно прочитать анализ масла, необходимо знать, какая роль отводится каждому компоненту, и в какой мере изменения его качеств могут влиять на работоспособность двигателя. Рассмотрим основные составляющие вещества, и их возможные изменения в результатах испытаний.

Экспертиза состава моторного масла и расшифровка результатов

Соединения и комплексы молибдена (Mo) в свежих маслах применяются в качестве модификатора трения. Основная задача этих соединений — снизить негативное воздействие трения деталей двигателя. Кроме этих качеств молибден отвечает за снижение уровня шума при работе мотора, проявляет антиоксидантные свойства и существенно снижает износ деталей.

Органическое соединение MoDTC в маслах содержится в количестве 50-75ppm, такой показатель является самым оптимальным. Содержание 500-1100ppm соответствует рекордным показателям, влияющих на мощность силового агрегата.

Присадка ZDDP нацелена на снижение износа, антикоррозийное действие, антизадирное и антиокислительное свойства. В ней содержится элемент фосфор (Р). Такая присадка применяется практически во всех смазочных продуктах. Фосфор присутствует и в молибденовых комплексах.

Еще один элемент присадки ZDDP — цинк (Zn). Его действие идентично фосфору. В результатах испытаний упоминаются оба вещества в паре.

Следует учитывать, что цинк — составляющая деталей мотора: из оцинкованного металла выполнены трубки, радиаторы, составляющие резьбовых соединений. В некоторых двигателях применяются подшипники, изготовленные из сплава, содержащего данный элемент.

Очень редко в привычных для автолюбителей продуктах может встречается барий (Ва). Его действие направлено на защиту от коррозии и очищение поверхности (использование в присадках в качестве диспергирующих добавок и моющих компонентов).

В состав большинства смазочных жидкостей входит сукцинимид бора, который является беззольным дисперсантом. Кроме того, он нейтрализует кислоты и способен растворять антифрикционные и противоизносные присадки. Содержание бора (В) в свежей смазке в среднем 75 ppm. В процессе выработки его содержание снижается.

Магний (Mg) и его соединения применяются в присадках, обладающих комплексом качеств:

  • моющие;
  • нейтрализующие;
  • диспергирующие;
  • антикоррозийные;
  • снижающие зольность и содержание серы.

У присадок с Mg (сульфонат магния) есть один минус: они недостаточно эффективны в нейтрализации кислот по сравнению с присадками, содержащими кальций (Ca). В анализах характерна такая картина: щелочное число продукта не снизилось, а кислотное возросло. Это указывает на то, что процесс нейтрализации не достаточно эффективен. В результате тестирования Ca и Mg указывают в паре.

На наличие в продукте сульфонатов Ca указывают значения в анализе:

  • Ca — 3000-3200 ppm;
  • наличие серы – 0.400;
  • зольность — 1.3-1.4%.

Салицилаты проявляют себя несколько иначе:

  • Ca — 1700-2500 ppm;
  • количество серы почти вдвое снижено (0.230);
  • зольность – 0.8-1.15%.

Сульфонаты и салицилаты натрия (Na) используются в качестве компонентов нейтрализаторов кислот. Некоторые торговые марки используют эти сложные соединения дополнительно с кальциевыми. Такой «союз» обеспечивает наименьшую зольность.

Олово (Sn) присутствует в материалах деталей (вкладыши, подшипники, клапаны). При значительном износе клапанов или вкладышей в отработанном образце может быть обнаружен этот элемент.

Свинец (Pb) в результате анализа указывает на износ подшипников и вкладышей.

Содержание алюминия (Al) в свежих образцах масел (с Мо) или в виде мусора не считается отклонением от нормы. В отработанных образцах может указывать на износ поршней, деталей маслонасоса, теплообменника и других деталей, покрытие которых имеет в составе этот элемент.

Железо (Fe) указывает на износ узлов (кулачки, распредвалы и др), а также появляется в результатах исследований при притирке цепи ГРМ и звезд. Количество обнаруженного железа растет с длительностью пробега автомобиля.

В норме содержание хрома (Cr) 1-2 ppm, а при значении более 5-7ppm имеет место проблем в ЦПГ (цилиндpопоpшневая группа). Высокое содержание хрома говорит об износе уплотнителей.

Довольно часто в результате исследования фиксируется содержание меди (Cu) как в свежих, так и в рабочих образцах. Ее можно встретить в новых авто как результат притирки деталей. Иногда следы вещества имеются в отработках в условиях летней эксплуатации.

В деталях турбонагнеталей и клапанах имеется никель (Ni). При износе его следы могут обнаружиться в отработанном материале, но встречается эта проблема крайне редко.

Титан (Ti) содержится в присадках, действие которых характеризуется:

  • хорошей растворимостью в масле;
  • антизадирными свойствами;
  • антиоксидантными;
  • снижающими износ.

Марганец (Mn) чаще всего встречается в топливных присадках. Обнаруживается в смазках редко.

В свежих образцах не содержится литий (Li). Его присутствие в отработке говорит о загрязнении смазкой в заводский условиях или при ремонте мотора на СТО.

В отработанные образцы калий (K) попадает из топливных присадок, незамерзающей жидкости (антифриза) через прокладку ГБЦ.

Кремний (Si) свидетельствует о попадании пыли, песка и загрязнений силиконовыми герметиками при ремонтно-диагностических манипуляциях.

Лабораторное исследование характеристик моторного масла

Кинематическая вязкость при 40 C в отработанном масле показывает степень снижения свойств. Если этот показатель превысит уровень в неотработанном образце, значит, имеет место полимеризация продуктов сгорания.

Кинематическая вязкость при 100 градусах должна соответствовать классификации SAE. Несоответствие отмечается, хоть и нечасто, и относится к производственным ошибкам. Существуют специальные таблицы значений КВ при 100 C. Если в рабочем варианте это число снижено, то требуется произвести замену масла.

Индекс вязкости определяется при 40 и 100 градусах.

На антиоксидантную способность указывает так называемое щелочное число. В свежих маслах параметр определяется от 5 до 12 мг на 1г. В отработках при показателе менее 2.5 мг стимулируется повышение кислотности, что указывает на исчерпание ресурса щелочи. Такие продукты уже не справляются с поставленной задачей. Требуется замена смазочного материала.

Кислотное число определяется методом ASTM D 974. Нормальный показатель от 1.5 до 3.0 мг. КОН на 1г. в свежих образцах.

Температура вспышки масла определяется в градусах Цельсия. В открытом тигле этот параметр равен 225C, в закрытом — 200C. Снижение показателя говорит о проникновение топлива в моторную жидкость.

Сульфатная зольность указывается в %. Присутствие компонента – это продукт сгорания металлосодержащих присадок. Оптимальный вариант — рекомендуемый уровень этого значения без отклонений в любую из сторон.

Температура застывания измеряется в градусах Цельсия. Параметр определяется опытным путем и зависит от внешних температур и эксплуатационных условий.

Динамическая вязкость CCS выражается в мПас и должна соответствовать классификации SAE J300.

Испарение масс NOACK показывает сколько масла сможет испариться за единицу времени (1 час) при +250C. Чем ниже этот показатель (выражается в %), тем стабильнее термодинамика, и потери на испарение минимальны.

pH — кислотность показывает содержание ионов водорода в жидкости. Измеряется с помощью pH-метра. При значении рН от 3.5 требуется замена масла.

Количество серы не должно превышать 0.03%. Такой показатель указывает на безопасность и чистоту продукта, зависит от пакета используемых присадок.

Окисление исчисляется в условных единицах IR Units и измеряется инфракрасным спектрометре Фурье. Значение выше 15 в свежем испытуемом образце указывает на присутствие эстеров.

Нитрация измеряется аналогично окислению. Это значение важно для определения интервала замены. С увеличением пробега оно возрастает. В свежих образцах составляет 5-7 у.е.

HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) выражается в миллипаскалях в секунду. Применять материалы с высоким показателем HTHS можно только в агрегатах, которым они рекомендованы производителем.

Совокупность всех показателей в лабораторном анализе моторных масел обозначит картину качественных характеристик, и поможет выявить причину неисправности в двигателе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.