Несмотря на наличие широкого ассортимента иностранных марок, отечественные автомобили пользуются не меньшим спросом. Не вызывают удивления старенькие восьмёрки и девятки, которые давным-давно сняты с конвейерного производства. Владельцы «лампичат» старушек, как могут своими силами. Все меньше прибегая к услугам сервисных центров. Причина: не всегда объективная стоимость ремонта, отсутствие запасных деталей, частые подделки.
Большинство неполадок можно устранить самому. Ничего сложного в этом нет. Но, как всегда, камнем преткновения остаётся газораспределительный механизм (далее — ГРМ). Который под силу не каждому. Частые поломки связаны с маслосъёмными колпачками. Для ВАЗ-2109 это «головная боль» №1. Возникла необходимость замены, но не знаете как, читайте полезную статью ниже.
Понятие и расположение ↑
Маслосъёмные колпачки (далее — МК) установлены в головке блока цилиндров. В народе их называют сальники клапанов (далее — СК). Основная задача – предотвращение просачивания моторного масла внутрь блока цилиндров. Материал изготовления – качественные виды каучука. Но, спустя время, материал приходит в негодность, требуется замена. Жидкость попадает в мотор, развивая свою негативную деятельность.
Симптомы утечки:
- понижается мощность;
- повышается потребление моторной жидкости;
- уровень на смотровом щупе превышает предельно допустимый показатель;
- из выхлопной трубы вылетает сизый, густой дым при запуске и заглушке силового агрегата.
В некоторых случаях дым может отсутствовать. Это зависит о модели транспортного средства.
Инструменты ↑
Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 невозможна самостоятельно без арсенала подручных средств, таких как:
- набор автомобильных ключей;
- набор головок;
- молоток;
- пробойник, любой другой штырь, диаметром 0,8 мм;
- пинцет, который можно прибрести в любом аптечном пункте при отсутствии;
- плоскогубцы, боковые кусачки;
- съёмник для клапанов;
- ветошь для уборки, очистки поверхности;
- съёмник для оправки колпачков.
Алгоритм ↑
- Снимать головку блока цилиндров вовсе не надо. Процедура намного проще;
- выбираем ровную, просторную поверхность для удобства проведения ремонта;
- отсоединяем обе клеммы от аккумуляторной батареи;
- отвинчиваем пластмассовый кожух привода ГРМ, снимаем непосредственно сам ремень;
- отвинчиваем поочерёдно болты первого, второго, третьего креплений;
- снимаем и откладываем в сторонку шкив ГРМ;
- отвинчиваем поочерёдно гайки по четыре с каждой стороны крышки;
- здесь два варианта: достать распредвал сразу или после демонтажа шпоны. Кому как будет удобно;
- изымаем сальник механизма распредвала;
- проворачиваем коленвал в позицию верхней мёртвой точки (ВМТ);
- свечным накидком отвинчиваем каждую свечу. В отверстие вставляем аккуратно пробойник так, чтобы он оказался между тарелкой клапана и поршнем для удобства;
- устанавливаем съёмник для клапанов;
- после сжатия пружины, снимаем сухари;
- изымаем тарелку клапана, пружину;
- достаём старые, изношенные колпачки;
- с новых МК извлекаем пружины для удобства монтажа;
- смазываем немного машинным маслом для удобства установки;
- новые МК устанавливаем в тарелку клапана, одеваем снятую ранее пружину;
- сборка проходит в соответствии с процедурой, описанной выше, только в обратной последовательности;
- изымаем пробойник со свечного проёма;
- несколько аккуратных ударов молотком по сухарям для корректной посадки в гнездо. Будьте внимательны, перебор с силой удара может привести к повреждению механизма;
- похожий сценарий отрабатываем на остальных клапанах;
- после ремонта, всю область механизма клапанов смазываем моторным маслом;
- проверяем зазоры между клапанами специальным щупом. При необходимости корректируем с помощью отвёртки с плоским наконечником и ключа на «12»;
- устанавливаем крышку ГБЦ, предварительно смазав её термостойким герметиком. Цвет пасты должен быть красный, означающий работу при повышенных температурах;
- равномерно затягиваем гайки, подложив под них предварительно шайбы;
- ставим на место воздушный фильтр, подключаем клеммы аккумулятора, соблюдая полярность + и – обязательно. Иначе замкнёте банки, и ресурс АКБ снизится в несколько раз;
- запускаем мотор, смотрим на наличие течи масла, просочки воздуха. При появлении, устраняем недочёт. Работа окончена. Проверяем уровень жидкости в моторе. При необходимости доливаем до нужного уровня.
Как видим, написано много, но страшного и непосильного ничего нет. Всё очень просто.
Обратите внимание. После съёма старого колпачка обязательно обследуй внутренние стенки втулки на предмет наличия дефектов, царапин. Наличие последних, приведёт к течи масла, спустя некоторое время. Все труды станут напрасны. При необходимости также смажьте машинной смазкой.
Всего несколько часов плодотворной работы, и вы получите «новый» автомобиль. При качественных запасных частях, умелом ремонте, запаса хода должно хватить на 100 000 км. пробега. Хотя, бывают исключения в ту или иную сторону. А если нет времени возиться, пачкать руки – поезжайте в ближайший сервисный центр. Не забудьте, что услуга платная.
Всего хорошего. Спокойной дороги. Ездите без поломок.
Автор: Максименко Игорь