Способ определения качества моторных масел впервые применен в США Компанией Shell в 1948 году. Такой метод назвали «Капельный тест». При определении качества моторного масла нужна всего одна его капля. Он настолько простой и удобный, что сделать капельный тест может любой автолюбитель и водитель профессионал.
Все ДВС имеют много трущихся поверхности работающие при высоких динамических нагрузках и высоких температурах. Уменьшение износа деталей трущихся пар достигается применением смазочных материалов с расчетными характеристиками. Производители автомобилей рекомендуют соответствующие марки масел, разработанных для каждого двигателя индивидуально.
При езде на большой скорости в двигателях повышается температура смазочных материалов и в поддон картера попадают частицы примесей, стабилизирующих добавок, сажи, воды.
Знание — сила
Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:
- самостоятельно делать диагностику моторного масла;
- контролировать уплотнение сальников и прокладок;
- уменьшить расходы на содержание автомобиля;
- избавить себя от неожиданностей в пути;
- исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
- тест масла можно делать даже в пути;
Свойства моторных масел
Моторное масло являет собой сложный комплекс специальных присадок растворенных в нем для придания определенных свойств:
- моюще-диспергирующих;
- антиокислительных;
- противоизносных;
- антикоррозионных;
- вязкостно-температурных;
- Комплекс этих свойств обеспечивает надежную и долгую службу автомобиля.
Как сделать капельный тест моторного масла
Подготовка к пробе
Перед проведением капельного теста запишите следующую информацию:
- Общий пробег автомобиля,
- Марка используемого моторного масла,
- Пробег автомобиля с момента замены,
- Количество отработанных моточасов с момента замены.
Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне, следует выполнить следующие действия:
- приготовить лист белой бумаги (можно промокашку),
- завести двигатель,
- прогреть до рабочей температуры,
- заглушить мотор,
- взять масло на щуп,
- капнуть одну каплю на бумажный лист.
Когда масло впитается в бумагу — появится пятно.
Определение качества масла по капельной пробе
Геометрические размеры и цвет пятна могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.
Растекшееся масло должно быть светлым и жидким, густота и темный цвет недопустимы, они свидетельствуют об усталости моторной жидкости и необходимости ее замены.
При этом также не должно быть маленьких точек черного цвета, которые могут быть металлическими примесями, означающими ускоренный износ элементов мотора. Если в процессе проверки маслу присущ темный цвет, но при этом оно жидкое и без различных вкраплений — допускается его дальнейшее использование.
[good]Всякое масло после его попадания в двигатель автомобиля становится темным, это свойственно моторам с любым пробегом.[/good]
В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Чтобы увидеть четкие границы различных зон, можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.
Первая находится в центре пятна, это его ядро, и оно определяет качество моторного масла. Если масло плохого качества, то в центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров — все, что неспособно проникнуть в поры бумаги.
Вторая примыкающая к первой — это зона масла. В ней находятся частицы, в нем растворенные. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.
Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный — о необходимости ее замены.
Третья — это зона воды . Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера некритична для поршневой группы, хотя и нежелательна. Вода попадает в масло двумя путями: в виде конденсата, что вполне допустимо, и в виде охлаждающей жидкости — это говорит о разгерметизации системы охлаждения, если используется антифриз — цвет зоны 3 будет желтым.
Четвертая — это зона несгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. В исправном моторе ее не должно быть — она проявляется при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона несгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.
Визуальная диагностика состояния пробы
Экспресс-оценка должна заключаться в ответе на два вопроса:
- Первый – четко ли визуализируются зона 1 (центр капли), зона 2 (кольцо) и зона 3 (зона диффузии).
- Второй – ровный ли контур зоны диффузии.
Если ответ на первый вопрос отрицательный, то это означает, что масло находится в предаварийном или аварийном состоянии и необходимо срочно заменить моторное масло. Если на второй вопрос ответ отрицательный, т.е. зона диффузии имеет рваные края, то это говорит о том, что в моторном масле присутствует вода.
Таким образом, если на этапе экспресс-оценки мы не ответили утвердительно хотя бы на один из двух вопросов, дальнейший анализ не продолжаем и срочно обращаемся в сервис на осмотр и диагностику двигателя.
Если экспресс-оценка прошла удачно, переходим к более детальному визуальному анализу со шкалированием результатов.
Начинаем с оценки цвета зоны 1 (центр капли). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что сажа, частицы металла, пыль и грязь не содержатся или содержатся в достаточно малом количестве в пробе моторного масла. В этом случае замена моторного масла не требуется.
Если получился диапазон значений от 4 до 6, то в пробе масла обнаружено повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокое содержание тяжелых нерастворимых механических примесей. Моторное масло нуждается в срочной замене.
Аналогичным образом исследуем зону 2 (кольцо). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что степень старения и окисления масла невелика. В этом случае замена моторного масла не требуется.
Если получился диапазон значений от 4 до 6, то выявлены первые признаки старения масла.
Если это происходит на небольшой величине моточасов (порядка 80-100), то наиболее вероятная причина – использование некачественного бензина. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить и желательно сменить заправку.
И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокую степень старения и окисления масла. Моторное масло нуждается в срочной замене, т.к. вероятен риск повышенного износа поршневой группы. Поскольку этот параметр находится на грани браковочного значения (от 7 и выше), то следует чаще производить визуальную диагностику состояния масла (каждые 500 км).
Далее исследуем контур между зоной 2 и 3. Если отсутствует четко очерченный контур, то это означает, что следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено. Если четко очерченный контур присутствует, то в масле имеется немного воды.
Это может быть связано, например, если зимой машина эксплуатируется в режиме коротких пробегов. Моторное масло можно продолжать эксплуатировать, однако стоит задуматься об изменении стиля эксплуатации автомобиля.
И, наконец, если присутствует не только чётко очерченный контур, но и вокруг него ореол желтого цвета, то значит присутствует в моторном масле не только вода, но и антифриз. Следует записаться на диагностику состояния двигателя автомобиля.
И, наконец, исследуем границу области зоны 3. Если полупрозрачное кольцо отсутствует, то топливо в масле либо отсутствует, либо содержится в малых количествах. Если полупрозрачное кольцо присутствует, то это означает, что имеет место неполное сгорание топлива. Масло можно не менять, однако смазочные свойства масла ухудшаются.
И если имеется широкое полупрозрачное кольцо вокруг зоны 3 – это говорит о высоком содержании топлива. Причин этому может быть масса – начиная от изношенных поршневых колец и заканчивая неправильной установкой зажигания. Нужна диагностика двигателя, эксплуатация такого масла недопустима.
Совет
- Возьмите лист бумаги и капайте на него по капле отработанного масла через каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет, как изменяется качество смазочного материала со временем в зависимости от пробега автомобиля.
- Купив канистру масла, необходимо отлить некоторое его количество в прозрачную посуду и оставить на 2-3 недели отстояться. Если осадка нет, можно его использовать.
- Чем светлее центр пятна, тем масло работоспособнее.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Четвертая зона капельной пробы через несколько часов также исчезает. Если третья и четвертая зоны имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено. А стойкий желтоватый, или светло-коричневый цвет третьей зоны говорит о значительном окислении масла из-за аварийного перегрева ДВС.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и окружающих зон, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей капля темнеет, теряется краевая зона. При потере присадок третья зона уменьшается, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла.
Откуда берется в картере вода?
Известие о том, что в отработанном масле есть вода ставит автолюбителя в тупик. Откуда ей взяться? Первое что приходит в голову это пробита рубашка охлаждения. Ответ более чем прост. Вода попадает в двигатель из воздуха.
Во время работы она периодически появляется и удаляется из двигателя. Вред от воды минимален, но если ее много, то при высоких температурах она может вступать в реакцию с различными добавками присутствующими в масле. Если капельная проба регулярно показывает следы воды необходимо выяснить причину ее появления.
Симптомы проблем моторного масла
Если в поддоне при замере уровня на конце щупа появляется густая липкая смазка необходимо проверить поршневую группу и клапанный механизм на станции техобслуживания. Именно там и осаждается отработанное масло, превратившееся в черную грязь. Чтобы избежать подобных сюрпризов необходимо убедится, что с двигателем все в порядке.
Проверка на СТО дешевле нежели через несколько сотен километров делать капитальный ремонт двигателя. Такие ремонты стоят не дешево.
Резкое уменьшение уровня или слишком частое доливание в двигатель масла говорит о возможно слишком быстром его выгорании и снижении качества при целых уплотнениях и прокладках.
При осмотре крышки заливной горловины могут иметь место черные, густые пятна. Это первый сигнал появления осадка. Автолюбителю необходимо искать причину появления черных пятен.
Если машина тупит, плохо разгоняется, медленно реагирует на педаль газа необходимо убедится в качестве масла и сделать тест. Не всегда дело состоит в плохом горючем.
Если масло приходится доливать при спокойной езде больше 0,250л на 1000км, а при этом уплотнения в крышке ГБЦ, трамблере, бензонасосе, масло датчике, масло фильтре, сальниках переднем и заднем, балансирных валах в порядке, значит или масло горит, или надо спокойнее ездить.
Рекомендуем почитать: Тесты масла 5w40 2014 года
Сборник общей единообразной много раз повторенной ерунды о капельных пробах и без демонстрационного материала.