Российский рынок ГСМ

Моторные масла отечественного производства имеют неоднозначные отзывы автолюбителей. Начиная от ярлыка «дешевое не может быть качественным» до «разумной альтернативы зарубежным поставщикам». Все-таки общество потребления берет свое, и часто имидж иностранного продукта побеждает разумные доводы. С другой стороны, никакие слова не сделают некачественный продукт желанным, и годы недоверия (зачастую оправданного) к маслам, произведенным в России, тоже не прошли даром. Попробуем разобраться, что представляют собой эти масла на самом деле.

Что показывают цифры ↑

Начнем с объемов выпуска и потребления. Суммарные выпускные показатели превысили 3,5 млн тонн смазочных материалов в 2014 году. Конечно, некоторая часть ушла на экспорт в страны БРИК и Евразийского союза, но менее 1800 тыс. тонн купил внутренний потребитель. А это две трети всего потребляемого объема. Причем величина поставок за рубеж неизменно возрастает. Импортозамещение моторного масла за последние три года достигло 37%.Роснефть

Ведущие производители: ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК ВР Холдинг», ОАО «НК Башнефть», ОАО «НК РуссНефть». Заявленные характеристики у всех видов смазочных продуктов этих компаний прошли спецификации SAE и API, ассортимент постоянно совершенствуется. Если лет 15 назад Россия не производила синтетику вообще, то сейчас налажен выпуск масел премиум-класса, а полусинтетические масла считаются лучшими в своей группе. Синтетические масла «Газпрома» появились на рынке только 5 лет назад.

Насколько реальны предубеждения? ↑

Мешает сильное негативное человеческое восприятие. Ждать высоких показателей автолюбители будут после многих лет поддержки качества, а этот процесс пока на начальной стадии. Но на некоторую критику можно ответить прямо сейчас.

Распространенный стереотипФактическая реальность
Отечественные марки уступают мировым стандартам качестваПрактически весь ассортимент прошел тщательную проверку на соответствие стандартам API (Американского института нефти). Если сравнить категории, то среди продукции Газпрома есть товар SM и SL уровня. Но у импортных масел больше альтернативных сертификатов, тогда как наши смазки еще проходят эту длительную процедуру. Это не удивительно, ведь большинство синтетических масел в России появились около 10-12 лет назад.
Наше масло – для родного автопрома, зарубежные сорта – для дорогих иномарокВ действительности покупать нужно смазку с рекомендованными автопроизводителем допусками. То есть требования на заводском сертификате должны советовать заявленным допускам на этикетке масла. Конечно, компания ВАЗ использует отечественные продукты для заводской заливки, но это не значит, что нашим автомобилям не подойдет импортное масло. И наоборот! Рекомендации европейских производителей (Фольксваген, Рено, Мерседес-Бенц) имеют масла Газпром, азиатских Hyundai, KIA и Geely - Лукойл, и все это прописано в требованиях к эксплуатации.
Отсутствие модернизированного оборудования и инновационных разработок на наших заводахИнвестиции в Пермский или Омский НПЗ позволили создать заводы мирового класса. Нефтепереработка – не тот бизнес, который может позволить себе игнорирование инноваций. Абсолютно все компании взяли курс на программу импортозамещения и создание высокотехнологической продукции. И это касается всей нефтеперерабатывающей отрасти, лидер по вложениям – Газпром и его дочерние предприятия.
Низкая цена объясняется плохим сырьем и дешевыми (а значит вредными) присадкамиЦены на минеральные масла и базовые основы синтетических групп установлены на низком уровне благодаря дешевому собственному сырью. Это логично, его здесь добывают. Ту же полноценную синтетику делают из нефти, просто другим путем переработки. Но над чистотой конечного продукта еще нужно работать, количество шлаков действительно высоко. Минимальное количество присадок отмечено в продукции Роснефть. Минимальные цены – у Газпрома.
На этапе розлива возможны подделкиНедоверие к исполнителям у нас в крови. Только 10% автолюбителей пользуются услугами фирменных станций ТО для замены смазки. Большинство предпочитает купить канистру и сделать все самому. Это похвально, но не гарантирует подлинность продукта. Вот и плодятся негативные отзывы, причем вне зависимости от производителя. Но системы ISO и OHSAS никто не отменял, и они работают на всех НПЗ России (первыми их внедрили Газпромнефть), что означает контроль и соответствие международной защите качества.
Россия не выпускает специализированные масла, а ассортимент скудныйТолько у Газпромнефть более 350 наименований в линейке синтетической продукции, Роснефть имеет ассортимент из 900 позиций, а Лукойл за последний год вывел на рынок 25 новых видов смазки, один из них – мировой бренд Lukoil Genesis.

Это не значит, что наши масла уже лучше, отрасль находится на стадии реконструкции и развития. 10 лет – малый срок для развития высокотехнологического производства, и многие инновационные разработки только внедряются. Но задел хороший, масла ведущих отечественных производителей вполне конкурентоспособны. «Газпром» вообще нацелен на международный уровень.

Анализ производителей и технологических показателей ↑

Тройка лидеров нефтепереработки известна всем. «Лукойл», «Роснефть» и «Газпромнефть» ежегодно оспаривают первое место, достижения компаний (данные Росстата за 2013 и аналитические отчеты) впечатляют.

 «Лукойл»«Роснефть»«Газпромнефть»
ДостиженияПервая заливка в иномарки и лучшие российские автомобили. Но основная специализация это судовые масла.Второе место по производству масел, первое – по присадкамСамая молодая компания, но уже занимает лидирующие позиции, в том числе по внедрению инноваций
Объем выпуска в год, тыс. тонн1053755492
АссортиментВсе группы моторных масел, 230 наименованийБолее 900 позиций, товарные моторные и трансмиссионные маслаТри основные группы: Passenger Vehicle Lubricants, G-Energy, «Газпромнефть»
Классы вязкостиВнесезонные масла от 10W-40 до 5W-40Универсальный, внесезонный продукт, в наличии все классы вязкостиВнесезонные, температурные режим ±35 °C,
от 10W-40 до 5W-40
ОдобренияAPI, SAE, ACEA,API, SAEAPI, SAE
СоответствияBMW, PorscheVolkswagen, OpelMercedes Benz, VW, BMW, Porsche, Renault, GM, ВАЗ
Лучший брендЛукойл Люкс синтетическоеРоснефть PremiumГазпромнефть Premium,
G-Energy Racing
ОтзывыРекомендуют высокое качество Пермского НПЗ. В основном положительные, некоторые жалуются на загустение продукта.Отмечают соотношение цены-качества, рекомендуемый интервал замены моторного масла от 7 до 10 тыс. кмМасло хвалят за вязкость и хорошую защиту, больше всего потребитель доволен ценой – полностью синтетическое моторное масло премиум класса стоит вдвое дешевле импортной полусинтетики

Компания «Лукойл» пока сохраняет первую позицию по продаже – охвачено 48% внутреннего рынка. Но «Газпром» вкладывает огромные средства в модернизацию и создание новых специализированных смазочных материалов, и имеет вполне реальные шансы обойти конкурентов. «Роснефть» имеет козырь в виде недавно поглощенных активов ТНТ-группАвтомасла россииы и ведет напряженную работу над созданием единого развитого бренда. Многие автолюбители считают, что сохранение конкуренции только пойдет на пользу российским смазочным материалам и полностью отказываться от импорта никто не собирается. Качество этих моторных масел еще уступает зарубежным аналогам по чистоте продукта, но цена практически в 2 раза меньше.

Автоэксперт: Мария

Вам будет интересно