Когда речь заходит о сравнении моторных масел, заливаемых в дизель, автолюбители не всегда учитывают, что сравнение будет справедливым только для продуктов, которые имеют одинаковую спецификацию и относятся к одному и тому же виду по международным стандартам.
Чтобы сравнение было «политкорректным», следует учитывать не только степень вязкости масел по SAE, но и другие характеристики, зашифрованные индексами API и АСЕА. Проведем обзор каждой категории общепринятых стандартов дизельных смазок и укажем типичных представителей каждого класса различных мировых производителей.
Спецификация API масел для дизельных двигателей
В соответствии с классификацией API моторные масла для дизельных двигателей относятся к категории «C», которая включает в себя подклассы (вторая литера в обозначении) с учетом хронологического порядка. В индексах некоторых подклассов присутствует также числовое обозначение.
На сегодняшний день, подклассы API начиная с CA, и заканчивая CD, упразднены и считаются устаревшими, но, тем не менее, моторное масло с этими индексами еще можно встретить в продаже.
В дизельных силовых установках используется как натуральное масло, так и синтетика и полусинтетика.
Класс CJ-4 моторного масла для дизелей
Современный дизель требует смазку с API индексом CJ—4. Данная спецификация появилась в 2006 году. Требования к этой категории дизельных смазок подразумевают, что они будут эксплуатироваться в четырехтактных высокооборотных моторах соответствующих текущим нормам токсичности выхлопных газов.
Специально подобранный пакет присадок этих дизельных масел успешно нейтрализует сернистые окислы, попадающие в картер. В такой дизель можно заливать топливо с процентным содержанием серы до 0.05% по массе.
Такое масло рекомендуется для двигателей, имеющих в системе выпуска отработанных газов специальные сажевые фильтры. Масло с таким индексом может также успешно применяться в моторах, рассчитанных на смазку типа: CF—4, CG—4, CH—4, CI—4(+). К этому классу моторных масел относятся продукты:
SHELL
Rimula R4L 15W—40;
Rotella T6 0W—40;
MOBIL
1 Turbo Diesel SAE 5W40;
ЛУКОЙЛ
Авангард профессионал LA 15W—40.
Это лишь примеры продуктов нескольких производителей, на сегодняшний день этот тип лубрикатора является самым распространенным и выпускается массово многими нефтехимическими корпорациями.
Класс масла для дизельных двигателей
Категория, предназначенная для дизельных моторов имеющих систему рециркуляции выхлопных газов и двигателей, отвечающих нормативам 2002г. по выбросу токсичных газов (США). Могут использоваться для двигателей как оснащенных турбонаддувом, так и без него.
Такие моторные масла имеют обратную совместимость с предшествующими классами: CH—4, CG—4, CF—4, CE и CD, что означает в большинстве случаев возможность залить, скажем, в дизель разработанный под CF—4, смазку со «старшим» буквенным индексом, например CH—4.
Известные представители этого класса:
MANNOL
Diesel Turbo 5W-40;
EXXON
Mobil Delvac 1™ ESP;
MOTUL
Tekma Mega 15W40.
Класс CH-4
К нему относится масло моторное, разработанное с учетом норм токсичности отработанных газов, принятых в 1998г (США). Применяются в быстроходных дизельных моторах с четырехтактным циклом.
Известные продукты в классе CH-4:
ENEOS
Super Disel 5W—40;
KIXX
Dynamic 15W—40 полусинтетика.
Класс CG-4
Смазочные материалы этой категории предназначены для двигателей с нормой токсичности, принятой в 1994г. (США).
ENEOS
Super Disel» 10W40 CG—4 полусинтетика.
Класс CF-4
Начиная с 1990 г. масло для двигателей с турбонаддувом.
WOLF
MOTOR OIL 133/SAE 30;
IDEMITSU
Apolloil Multi Runner 10W30 DH—1
Класс моторного масла CF-2
Моторные лубрикаторы с этим индексом используются в двухтактных дизель генераторах и силовых установках.
Разница между двухтактными и четырехтактными моторами с точки зрения применяемых смазок заключается в следующем: двухтактный дизель в качестве топлива использует смесь бензина с маслом, при этом могут использоваться очень вязкие сорта смазки — в смеси с бензином этот параметр в любом случае изменится.
Четырехтактный дизель прокачивает смазку насосом, и слишком большая вязкость может затруднять запуск, особенно в холодное время года. Кроме относительно большой вязкости, химическая основа смазок для двухтактных двигателей не подвержена воздействию агрессивных компонентов топлива.
В настоящее время использование ограничено узким кругом задач. Одним из основных поставщиков на местный рынок является концерн MOTUL, представляющий продукт «Tekma Disel» 2T SAE 40.Хорошая двухтактная смазка не загрязняет дизель и не дает выхлопа в виде облака белого густого дыма, т.к. имеет высокую температуру вспышки.
Если продолжить перечисление классов по убывающей, то последним будет класс «СА» объединяющий требования к смазке для автомобилей 40х-50х годов прошлого столетия. По сути это были ненагруженные маломощные силовые агрегаты.
Европейские стандарты моторного масла для дизельных двигателей
Существует также еще одна международная шкала классификации моторного масла — АСЕА. Она применима для моторных лубрикаторов, экспортируемых в Европу. Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей разработала свою собственную систему индексов и обозначений.
Индекс «С» — соответствует нормам экологии стандарта ЕВРО—4. Большинство моторных смазок с этим обозначением, разработаны с учетом эксплуатации в транспортных средствах, дизель которых оснащен катализаторами разложения отработанных газов и сажевыми фильтрами.
Индекс «Е» означает, что дизель работает в тяжелых условиях с высокой нагрузкой, что характерно в первую очередь для двигателей карьерных самосвалов, дорожной и строительной техники.
По большей части именно конструктивные особенности двигателей, их систем вентиляции картера, рециркуляции отработанных газов и другие параметры определяют каким должно быть моторное масло. Содержащиеся в моторных маслах некоторые типы присадок предназначены для нейтрализации газообразных продуктов сгорания имеющих кислую реакцию.
Сравнивая смазочные материалы двигателей работающих на соляровом топливе, следует учитывать параметры BN и TBN, характеризующие способность нейтрализовать сернокислые продукты сгорания.
Самое лучшее масло то, которое рекомендовано производителем транспортного средства или которое по своим характеристикам: температурному режиму, вязкости, щелочности, по содержанию и составу присадок максимально близко к рекомендованному. Прежде чем заливать смазочные материалы того или иного производителя, следует еще раз свериться с руководством по эксплуатации транспортного средства.