Какие диски для зимы лучше

Существует три принципиально разных технологии изготовления автомобильных дисков. Простейшая предполагает холодное штампование стальных заготовок (тарелки и обода), вырезанных из стального листа. В двух других (литье и ковке) используют лёгкие алюминиевые сплавы. Литые диски формируют литьём под низким давлением, а ковку – штамповкой в разъёмных или неразъёмных матрицах. В чём принципиальное отличие конечного продукта, и какие диски для зимы лучше?

Какие диски для зимы лучше

Стальные диски холодной штамповки – прошлый век или удобное приобретение?

Главная задача диска состоит в том, чтобы не только удержать надетую на него шину, но и, воспринимая ударные усилия, успешно противостоять воздействию циклических нагрузок. До середины прошлого века колёсные диски изготавливали только методом раскатки стальной полосы, штамповки и последующей сварки.

Несмотря на появление новых технологий и довольно приблизительное соответствие дисков стандартному размеру, данный метод применяется и сейчас. Причина вполне банальна – дешевизна, ведь в условиях вечного экономического спада именно она для большинства людей является основным критерием выбора.

Лёгкие отклонения от геометрии и плохой баланс колёс в прошлом веке за недостаток не считали, так как требования к скоростным характеристикам машин были весьма умеренными. По мере развития автомобильной и шинной промышленности, недостатки стальной штамповки становились всё более ощутимыми, что и повлекло необходимость создания более лёгких и геометрически точных легкосплавных дисков.

Кроме низкой цены у железных дисков есть только одно преимущество: при ударе диск не лопается, а гнётся, его можно варить, прокатывать и рихтовать вручную. Минусов у них гораздо больше:

  1. автомобиль хуже управляется;
  2. диск, не закрытый колпаками, убогим видом портит внешний вид автомобиля;
  3. колпаки регулярно теряются;
  4. стальные диски выпускаются максимум в 17-дюймовом размере;
  5. деформируются даже при небольшом ударе;
  6. сталь подвержена коррозии, при повреждении защитного покрытия диски быстро ржавеют.

Какие диски для зимы лучше

Современный подход к производству автомобильных дисков: что такое ковка и литьё

В настоящее время подход к производству дисков совсем другой. Штамповки производят не только по холодной технологии, но по горячей – и не из стали, а из более лёгких сплавов. При этом металл подвергается закалке, отсюда и расхожее название дисков: ковка – хотя конечно, их никто не куёт.

Вторая технология, по которой производятся диски из лёгких сплавов – это литьё под воздействием низкого давления (ЛНД). Она применяется более массово, так как продукт получается более дешёвым и позволяет выполнять любой дизайн. При горячей штамповке у колеса выше прочность, поэтому многие производители сочетают две технологии, делая обода по технологии ковки, а лицевую часть формируя литьём.

Итого есть три способа изготовления — но у них имеются различия, влияющие и на прочность, и на цену дисков. Это разновидность применяемого металла. Самые популярные сплавы, опять же, из-за невысокой цены, алюминиевые.

Кроме них в производстве дисков могут применяться и магниевые сплавы, и титановые, позволяющие уменьшить вес диска не теряя прочности. Они более дорогие, и применяются только самыми крупными производителями в Америке, Италии, Японии, Германии, выпускающими брендовые диски для высококлассного тюнинга.

Какие диски для зимы лучше

Очень разнообразны конструкции дисков. И литые, и кованые диски могут быть цельными (одноэлементными) или составными (двух- или трёхэлементными). В двухэлементных конструкциях имеется профилированный обод и приваренный к нему диск. При наличии  трёх элементов диск соединяется с ободом болтами.

Читать:  Лучшие масла на синтетической основе

Какие диски для зимы лучше

Что касается дизайна дисков, то его можно классифицировать в зависимости от функционала автомобиля-носителя:

  1. спортивный;
  2. для полноприводных автомобилей (4х4);
  3. эксклюзивный;
  4. массовый (коммерческий).

Особенности дизайна

Вот как можно представить основные варианты исполнения лицевой части диска:

Фото для наглядности Отличительные черты дизайна
Звезда (пять лепестков) Пятиконечная звезда — наиболее популярный вариант дизайна дисков. При этом лучи звезды могут быть не только цельными, но и состоять из сдвоенных или строенных спиц.
Трёхлучевые Меньшее количество спиц облегчает диск, поэтому дизайны из трёх лучей (тоже могут состоять из сдвоенных или строенных спиц) применяют в основном на спортивных моделях.
Четырёхлучевые Четыре цельных луча образуют крест, что смотрится хорошо далеко не на всяком автомобиле. Гораздо интереснее такой тип дизайна выглядит, когда лучи состоят их широко расставленных сдвоенных спиц, и за счёт формы образуют лепестки.
С радиальными спицами Этот вид дизайна отличается большим количеством (от 8 до 20) прямых спиц, равномерно располагающихся по всему радиусу. Спицы могут быть прямыми, вогнутыми внутрь обода или выпуклыми. Очень красиво смотрится, когда автомобиль находится в движении.
Со скрещенными спицами Довольно редкий дизайн, применяемый только на дорогих хромированных дисках.
С изогнутыми спицами Весьма интересный дизайн, применяемый на дисках больших размеров. На маленьких просто не смотрится.
Ажурный Технически наиболее сложно выполнимый дизайн, особенно когда присутствует много мелких деталей. В основном применяется при изготовлении дисков на дорогие автомобили.
С параллельными спицами Очень распространённый тип дизайна, применимый на любой легковой автомобиль. Не подходит только внедорожникам.
Раздвоенные спицы Подобный принцип формирования лицевой части диска даёт простор для дизайна, ведь Y-образную форму можно придать как тонким одинарным спицам, так сдвоенным.

В чём преимущества деформационной технологии (ковки)

Если проанализировать всё, что попадает на полки наших магазинов, можно понять, что основная масса импорта – это чистое литьё, за редким исключением. Некоторые российские производители часто отдают предпочтение технологии горячей штамповки, но достойных не так уж много. Зарубежных брендов больше, но больно уж цены кусаются.

Чем так хороша ковка? При силовом воздействии на разогретый металл, он приобретает волокнистую структуру — волокна приобретают заданное направление, что и обеспечивает более высокую прочность. Недостаток у такой технологии один: увеличенный процент отхода сырья, что и задаёт продукции более высокую стоимость.

Объёмная штамповка осуществляется в несколько этапов:

  • сначала цилиндрическая заготовка (слиток) нарезается на болванки заданного размера;
  • на первом прессе их слегка осаживают, придавая очертания диска;
  • затем он пропускается через несколько прессов с различным усилием;
  • у болванки прошивается центральное отверстие;

[info]Примечание: Перед тем, как подать заготовку на очередной пресс, её нагревают до температур более 200 градусов. Прессование производится очень медленно, что исключает вероятность возникновения трещин и разрывов при деформации металла.[/info]

  • заготовка подвергается закалке;
  • производится выборочная проверка структуры волокон;
  • осуществляется механическая обработка на токарном станке и фрезере, с приданием изделию окончательного внешнего вида.

Такая технология в 2,5 раза повышает прочность колёс, что позволяет делать стенки обода на 20% тоньше. Соответственно, снижается вес дисков, что положительно влияет на ходовые качества автомобилей, особенно скоростных. Диск, изготовленный по технологии горячей штамповки, практически невозможно расколоть, именно поэтому самолётные шасси и гоночные всегда изготовлены по этой технологии.

Читать:  Основные отличия масел 5W30 от 5W40

Это не значит, однако, что диск вообще не убиваемый. При сильном ударе он может помяться, и может быть даже отреставрирован. Правда, подобное воздействие нарушает структуру металла, и он утрачивает первоначальную прочность. Так что на «леченной козе» далеко не уедешь.

[good]На заметку: При формовании дисков большого диаметра чаще всего используется метод объёмной штамповки с раскаткой. Заготовки штампуют до оформления ступицы. Ободу и реборде придаётся форма за счёт обжатия роликом, поверхность которого аналогична получаемому профилю. [/good]

При раскатке с локальным деформированием проще получить изделие большого диаметра, при этом мелкодисперсная структура сплава не нарушается.

Особенности производства и эксплуатации литья

Технология литья под низким давлением имеет одно очень важное преимущество: возможность получения высококачественных заготовок при сниженных трудовых, энергетических и материальных затратах. Именно более низкая себестоимость, несмотря на низкую устойчивость конечного продукта к ударам, обуславливает столь высокую популярность.

Для обычной городской езды высокая прочность не слишком актуальна, ведь скорости небольшие. Если автомобиль всё же попал под удар, наличие кованых колёс не является стопроцентным фактором обеспечения безопасности. Зато литьё и стоит дешевле, и дизайн более разнообразный.

[info]Совет: Из-за ненаправленной кристаллизации металла, литьевой сплав имеет более низкую прочность, и компенсировать её приходится толщиной обода. Соответственно, весит литой диск хорошего качества больше, чем ковка – и это важно! [/info]

Не старайтесь выбрать литой диск с наименьшим весом — это как раз признак плохого качества. Чем тоньше обод такого диска, тем меньше усилий потребуется, чтобы его повредить — и в первую очередь отламываются спицы.

На качество литого диска влияют самые разные нюансы – как технологического характера, так и изменения в химическом составе металла. Нормальные производители отслеживают качество каждой партии, применяя не только лабораторные исследования структуры сплава, но и рентген, выявляющий наличие пустот и других нарушений.

Суть технологии ЛНД заключается в заполнении формы расплавленным в электронагреваемой печи металлом, затвердевание которого происходит при давлении инертного газа в 0,1 МПа (оно и называется низким). Применяемое оборудование позволяет:

  1. заполнять формы с различной скоростью;
  2. управлять процессом теплового обмена между расплавом и формой за счёт изменения продолжительности заполнения – это необходимо для отливок сложной конфигурации;
  3. контролировать последовательность затвердевания разных участков отливки.

Как видите, свои преимущества есть и в технологии литья. Главные: безотходность производства, более низкая цена дисков, возможность получать сложные по конфигурации дизайны.

Для чего технологии комбинируют

У каждого из представленных способов производства легкосплавных дисков – и деформационного, и литьевого, есть свои преимущества и недостатки. Большинство производителей считает их комбинирование наиболее перспективным, что одновременно позволит выполнять детали со сложным объёмным профилем (при горячей штамповке доступны только простейшие дизайны) и обеспечить изделиям высокую механическую прочность.

Чтобы этого добиться, обод колеса изготавливается штамповкой с раскаткой (технология Flow Forming позволяет увеличить прочность до 40%), а лицевая часть отливается под низким давлением. Такой диск имеет столь же высокие эксплуатационные качества, как и кованый, при этом дизайн и цена у него, как у литого (или нечто среднее между ними).

Оптимальное сочетание качества и цены

Представим несколько известных производителей, чья продукция, присутствующая на отечественном колёсном рынке, изготовлена по технологиям комбинирования:

Диск Enkei SJ49

Японская компания разработала собственную технологию совмещения литья с раскаткой обода. Называется она The Most Advanced Technology (МАТ), и включает в себя оригинальный способ литья, позволяющий отливать полые спицы и утолщать металл в местах наибольшего напряжения.

Читать:  Какое масло заливать в двигатель Тойота

Многоступенчатая система контроля обеспечивает высокое качество дисков, которые по дизайну не хуже, а по цене гораздо доступнее европейских и американских брендов.

Advan Racing RZ-F2

Advan – тоже японский бренд, принадлежит шинной компании Yokohama Rubber Co, которая занялась и выпуском дисков. Отличительные черты их продукции – великолепный дизайн и высокое качество. Особая форма и глубина обода позволяет тормозной системе активно охлаждаться при движении.

Konig Lightning

Этот бренд принадлежит американской компании Pan Mar Corporation, функционирующей почти 90 лет. Колёса выпускаются с 80-х годов, на построенном в Сингапуре современном заводе, предлагающем диски отменного качества для тюнинга скоростных автомобилей известных мировых производителей. Все диски Konig производятся по технологии Flow Forming.

Диск BBS CI-R

Бренд, принадлежащий немецкой компании BBS Kraftfahrzeugtechnik AG, получившей известность в 70-х годах прошлого века. Обусловлена она изначально необычным дизайном, а так же технологией Air Inside, позволившей значительно снизить вес дисков.

Эта компания начала первой выпускать составные диски, которые были очень востребованы в автоспорте. Заменить повреждённую середину, не трогая обод – это очень удобно, поэтому все гоночные машины в 90-х ездили на дисках BBS.

LEXANI CSS-16

Lexani Wheels. Компания родом из США (Калифорния), работает с 1996 года и изначально ориентирована на выпуск премиальных автомобильных дисков. Именно сочетание технологий литья и ковки позволяет получать столь высочайшее качество вкупе с великолепным дизайном. Продукция Lexani известна во всём мире именно как дорогой товар для люксовых автомобилей.

Yamato Togo-no Misai

И снова диски из Японии – пожалуй, в большей степени достойные внимания. На фоне именитых брендов из Европы и США, ориентированных только на дорогие автомобили бизнес-класса, владелец бренда: компания Minamoto Aluminiumcorp изначально задалась целью создавать диски дешевле премиальных, но такого же качества.

Экономили не на сырье, а на рабочей силе, разместив производственные мощности в соседнем Китае (хотя и на родине завод тоже имеется). Достичь поставленной цели и помогло комбинирование деформационной и литьевой технологий.

Существует немало и других производителей колёсных дисков, выпускающих прекрасные по дизайну и достойные по качеству колёсные диски: LS, WSP Italy, HRE, МАК, хотя цена их далеко не всем по карману. Все они попадают к нам из заморских стран, хотя и в России есть достойные производители.

Например, компания Slik, которая вот уже 30 лет радует потребителя коваными дисками отменного качества. При том, что технология горячей штамповки не комбинируется, а используется в чистом виде, диски вполне доступны по цене не только богатым, но и обычным владельцам недорогих авто.

Заключение

Чтобы дважды в год не перебортировать шины, многие автовладельцы предпочитают для зимнего комплекта приобрести отдельные диски. Вопрос их выбора зависит от самого автомобиля, условий его эксплуатации. Дизайн колёс зимой не столь актуален, как летом.

При езде по снежной каше, размешанной на посыпанных солью дорогах сотнями машин, не до красоты. А вот вероятность удара всегда есть, так что думать в первую очередь нужно о прочности. Многоспицевые и ажурные модели оставьте на весну. Зимой идеальным выбором будут модели с тремя-пятью широкими лепестками или сдвоенными спицами – то есть максимально простым дизайном, позволяющим легко отмыть диски от грязи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильные масла и ГСМ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: